Барнаульские школьники сражаются в математических дуэлях

Барнаульские школьники сражаются в математических дуэлях

Автор:

Образование, Местные новости

Сразу в трех школах Барнаула проходил турнир «Математические бои команд школ Алтайского края и городов Сибири», посвященный памяти Евгении Напалковой, учителя гимназии № 42. В нем приняли участие сборные команды учащихся 7-11-х классов.

Тэги: образование, математический турнир

Этих ребят по праву можно назвать не только самыми умными и сообразительными, но и самыми стойкими и выносливыми. Состязаться в математических боях школьникам пришлось в аккурат под занавес новогодних каникул. И это вместо отдыха и зимних забав!

В гимназии № 123 блеснули знаниями ученики 7-8-х классов, в лицее № 124 – девятиклассники, в школе № 40 – учащиеся 10-11-х классов.

- Математические турниры – одна из эффективных форм работы с одаренными детьми. Ребята решают олимпиадные задачи, а также получают опыт публичного выступления, аргументирования, оппонирования и навыки работы в команде. Особенностью этого года является то, что мы создали разные лиги, позволяющие играть ребятам, имеющим разный уровень математической подготовки. В боях теперь сражаются не только опытные команды, но и новички, – отмечает один из организаторов мероприятия Дмитрий Оскорбин.

Битву в гимназии № 40 курирует заведующий кафедрой математического анализа Алтайского госуниверситета Александр Саженков.

Начало положено: команды-соперники уже получили по восемь сложных олимпиадных задач, прорешали их, а сейчас наступило время баталий. В каждой из аудиторий собрались по две противоборствующих стороны.

Так, в 11-й аудитории сражение развернулось нешуточное. Капитаны команд из 123-й гимназии и 124-го лицея выходят на поле битвы. На кону – возможность выбора того, кто определит условия дуэли и сделает первый ход.

Хитро улыбаясь в усы, Александр Николаевич дает ребятам простое, на первый взгляд, задание:

- Назовите число, которое имеет три делителя, включая само себя и единицу.

- Шесть! – спешат с ответом участники битвы из 123-й. И оказываются не правы. Ведь число «шесть» делится не только само на себя и на единицу, но еще и на два и три. А правильный ответ, как оказалось, четыре и девять!

Ход – за умниками из 124-го, которые и вызывают на бой своих коллег.

Команда гимназии № 123 направляет Артура Белицкого держать ответ. Вскоре доска испещряется стройными рядами вычислений, каждое из которых – последовательный этап решения сложной задачи.

Маша Канарская живо болеет за своего товарища, следит за ходом решения задачи и успевает шепотом рассказать о своей команде:

- Мы учимся в 123-й гимназии. Для того чтобы все успеть, распределили задания, некоторые решали по одному, другие совместно – в зависимости от сложности. Ребята умнички, пока нам все удается!

Впереди – дискуссия. Интересуюсь у членов жюри, среди которых преподаватели и аспиранты университетов: классического, педагогического и технического:

- Сейчас начнут задавать провокационные вопросы?Артур Белицкий из гимназии № 123 уверенно справился со сложной задачей.

- Математика – это точная наука, без провокаций. И мы как члены жюри снимаем все провокационные вопросы, оставляя только те, что заданы по существу, – отвечают в судейской комиссии.

А тем временем слово взял оппонент Артура Иван Гусев. Вопросы парень задает ловко, так что докладчику приходится всерьез понервничать.

Кстати, задачи для боев – настоящий эксклюзив. В Интернете такие не отыщешь, а все – стараниями Александра Саженкова. Математик рассказывает:

- В этой лиге все задачи предлагал я. Часть из них мои, авторские, а другие специально для этого турнира переведены с английского и норвежского языков. А иначе нельзя! Дети сегодня очень развитые: если поставишь задачу, которая когда-то встречалась в России, они моментально в Интернете найдут не только саму задачу, но и ее решение. Хоть мы и запрещаем пользоваться гаджетами, но дети есть дети и уследить за ними очень трудно. Именно поэтому с каждым годом подыскивать олимпиадные задачки становится все сложнее.

В решении заданий требуются знания в области и геометрии, и алгебры, и нужно развитое логическое мышление. У каждого – свой способ, помогающий разгрызть орешек знаний.

11-классник Миша Каньшаев знает, как трудное сделать простым:

- Задачи все по-своему сложные, в каждой есть идея, если поймать ее, то любая задача сразу становится легкой. Главное – отыскать ту самую идею!

В соседнем кабинете задания выполняют ребята из 42-й гимназии. У них еще все испытания впереди.

- Нам уже скоро в бой вступать, а задача очень сложная и никак не дается. Пока не можем рассказывать о своих впечатлениях, весь мозг занят вычислительным процессом, – сообщает 11-классник Илья.

За правильное решение одной задачи максимально можно получить 12 баллов, минимум – ноль, но это если совсем ничего не решил. Сумма баллов и определит, какая команда сильнейшая. По итогам соревнований из лучших игроков сформируют сборную, уже в следующем месяце она отправится в Киров на всероссийский турнир.

СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕГО БАРНАУЛА»

В высшей лиге старшей группы победу одержала команда лицея № 124, на втором месте – команда гимназии № 42. В первой лиге старшей группы в подгруппах победили команды лицея № 124 и СОШ № 128. Среди команд 9-х классов победу одержали команды гимназии № 22 и лицея № 129. В подгруппе «А» 6-8-х классов победу одержала команда новосибирского кружка «Совенок», на втором месте – команда лицея № 124. В подгруппе «Б» 6-8-х классов победила команда гимназии № 42, на втором месте - команда гимназии № 123. В остальных подгруппах победителями стали команды гимназии № 22, лицея «Сигма» и лицея № 130 «РАЭПШ».

Екатерина Доценко.

Фото Андрея Чурилова.

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня