В конце декабря Михаил Будкеев отметит свое 95-летие

В конце декабря Михаил Будкеев отметит свое 95-летие

Автор:

Культура, Местные новости

Михаил Будкеев – первый и единственный на Алтае народный художник, пишет до сих пор. По созданным когда-то этюдам он переносит на полотно любимые пейзажи родного края. Михаил Яковлевич убежден: только так, постоянно работая, ему удается сохранить творческую форму и не утратить чувство красоты.

Тэги: культура, Михаил Будкеев, художник, творчество

Будкеевская Заимка

Михаил Будкеев родился в селе Овсянниково Целинного района в простой крестьянской семье. Тогда никто и предположить не мог, что маленький Минька свяжет свою жизнь с искусством.

- Нашей семье был выделен участок земли, расположенный примерно в семи километрах от Овсянниково, – вспоминает Михаил Яковлевич. – И когда наступала пора пахать и сеять, мы на время переселялись туда. Сначала жили в шалаше, а потом отец построил дом, который с годами стал обрастать соседскими жилищами – их возводили в основном переселенцы с Орловщины. И когда встал вопрос о регистрации нашего небольшого поселения, его единогласно решено было назвать Будкеевской Заимкой – по имени основателя, моего отца Якова Будкеева. А потом началась коллективизация. И нашей семье пришлось перебраться на новое место – в село, где зарождалась коммуна «Новый свет».

Семье тут же пришлось передать в общее пользование своих лошадей, к которым был привязан и Минька. С них-то, по сути, и началось становление будущего художника – отец, как умел, рисовал лошадей, заодно обучая детей различать их масти. Правда, рисовал он, как правило, любимых серояблоковых, а сын прилежно пытался повторить изгибы карандашных линий хорошо знакомых скакунов. Позже любовь к лошадям только укрепилась – уже после пятого класса Михаил Будкеев работал в колхозе и копновозом, и коногоном, и учетчиком... Не случайно на полотнах уже зрелого художника Будкеева лошадей намного больше, чем людей.

В самом пекле

Здесь же, в бараке «Нового света», располагалась и школа, где в одном помещении могли обучаться ученики сразу нескольких классов. И хотя рисование в школе не преподавалось, за Михаилом Будкеевым – членом школьной редколлегии – само собой закрепилось прозвище Художник, которое затем перекочевало и в армейскую жизнь.

- Из десятого класса я и еще двое ребят решили уйти в армию, – поясняет он, – в те годы все мальчишки буквально бредили авиацией, хотели быть летчиками. И мы с приятелями решили поступать в Канскую авиационную школу, мечтали, что будем штурманами летать на гражданских самолетах. Но в наши планы вмешалась война. Не завершивших обучение штурманов распределили по боевым частям – кого в артиллерию, кого в пехоту. Меня направили в Новосибирское пехотное училище. После двух месяцев обучения нас, новобранцев, кинули в самое пекло – на Степной фронт, туда, где готовилось величайшее танковое сражение в мировой истории – Курская дуга.

выставка Михаила Будкеева С марта по август 1943 года Михаил Яковлевич был на передовой, где командовал взводом автоматчиков. За отличие в бою он был награжден орденом Отечественной войны первой степени и медалью «За отвагу». Здесь же он был тяжело ранен – больше года пролежал в госпитале Моршанска, откуда его перевели на штабную службу в Орёл. Однако на полотнах Михаила Будкеева нет военных действий. Есть лишь серия пейзажей «По следам великих сражений», где как напоминание о том страшном времени застыли заросшие травой окопы Псковской области на фоне православных храмов…

Первое потрясение

Куда бы ни забрасывала судьба Михаила Будкеева, везде обращали внимание на его талант рисовальщика. Сам же Михаил Яковлевич ощутил, что хочет стать художником лишь в 1943 году. Было это в Новосибирске, когда воспитанников пехотного училища повели на экскурсию в оперный театр. Там хранились экспонаты музеев, эвакуированных из центральной части страны.

- На тот момент шла выставка картин из фондов Третьяковской галереи, – говорит Михаил Будкеев. – И когда я увидел представленные полотна, у меня дух захватило – даже не представлял себе, что можно так рисовать. А это были работы Сурикова, Пукирева, Перова… Тогда я раз и навсегда понял, что хочу стать художником и больше никем.

И он решил во что бы то ни стало научиться переносить на холст свои мысли, окружающую его красоту. Поэтому, оказавшись после войны в Бийске, он тут же поступил в художественную мастерскую, в артель под названием «Быт». Там наравне с парикмахерами, швеями, фотографами работали и художники-кустари. А потом в артели появился пожилой художник – современник Репина, который работал в Третьяковке вместе с Игорем Грабарём, известным художником, в свое время возглавлявшим в Москве реставрационные мастерские.

– Мы плотно сотрудничали с Бийским драматическим театром, и однажды меня все же переманили туда сначала в качестве маляра (а значит, художника-исполнителя, работающего по эскизам главного художника), а позже предложили должность заведующего декорационным цехом, – делится воспоминаниями Михаил Яковлевич. – Но всякий раз я осознавал необходимость в художественном образовании и однажды, уволившись из театра, отправился в Казахстан поступать в художественное училище. Там я сдал на пятерки все экзамены, к тому же ощущал поддержку заведующей художественного отделения, которая явно выделила меня из числа поступающих ребят. Меня тут же назначили старостой группы, а вот общежития не дали. И мне пришлось вернуться в Бийск ни с чем – поддержки ждать было неоткуда.

Работа над собой

В 1954 году Михаил Будкеев перебрался вместе с семьей в Барнаул и тут же активно включился в художественную жизнь города. Достаточно сказать, что Михаил Яковлевич – участник сотни художественных выставок различного масштаба.

- Со временем я определился с художественными пристрастиями, – говорит он. – Но всякий раз понимал – если мне не удалось получить образование, я должен развиваться сам. И стал еще больше прислушиваться к мнению мастеров, чаще задавать интересующие меня вопросы. Со временем я даже завел так называемую амбарную книгу – толстенную тетрадь, куда стал записывать свои мысли, идеи по поводу той или иной работы, разговоры, подслушанные мною на выставках, в мастерских художников. Эта книга помогала мне работать над собой, самосовершенствоваться.

В Барнауле художник окончательно определился с направлением в живописи – все свои полотна он создавал в лучших традициях русского пейзажа. Как рассказывает Михаил Яковлевич, уже в качестве председателя Алтайского отделения Союза художников он довольно много разъезжал по Алтаю. Кроме того, в Горном Алтае жил его родной брат, который возглавлял сначала Усть-Канский, затем Шебалинский, а после и Онгудайский исполком. К нему в гости Михаил Будкеев приезжал как домой, в итоге горы стали своего рода творческой дачей художника. Не случайно сегодня его полотна часто сравнивают с картинами известного алтайского художника Григория Гуркина, столь же сильно влюбленного в Алтай.

 

СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕГО БАРНАУЛА»

Михаил Будкеев родился 23 декабря 1922 года. Михаил Яковлевич – член Союза художников России с 1961 года. В 1971-1975 годах избирался председателем правления Алтайской организации Союза художников. Он академик Петровской академии, лауреат муниципальной премии Барнаула (1998) за цикл картин «Мой Барнаул».

Фото Андрея Чурилова.

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня