Как сохранить язык межнационального общения

Как сохранить язык межнационального общения

Автор:

Образование, Местные новости

На базе Алтайского государственного педагогического университета состоялся круглый стол по вопросам поддержки и развития немецкого языка в культурном и образовательном пространстве.

Тэги: АлтГПУ, межнациональное общение, немецкий язык

Организатором мероприятия также выступила Краевая национально-культурная автономия немцев Алтая. В нем приняли участие представители различных образовательных учреждений от школьного до вузовского уровня. Участники попытались найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы интерес к иностранному языку, в частности, к немецкому, в Алтайском крае и Барнауле не угас.

Требуются преподаватели

Как отметил первый проректор АлтГПУ Борис Черниченко, еще в 1970-е годы немецкий язык в школах изучался примерно на равных с английским языком. Но потом интерес к нему начал падать, что отчасти объяснялось массовой эмиграцией в Германию из Славгородского и Немецкого районов, когда немцы – носители языка стали уезжать и мы стали терять людей, которые кровно заинтересованы в его изучении. На сегодняшний день в Алтайском крае лишь 20,4 процента школьников изучает немецкий язык, а в Барнауле – 3,3 процента. Причем даже из изучающих язык в школе мало кто хочет сдавать его на ЕГЭ.

Почему педуниверситет, высшую школу так волнует эта проблема? Разве не все равно, учителей какого языкового направления готовить? Оказывается, не все равно. Уже сегодня в крае не хватает школьных преподавателей немецкого.

- Студентов, которые изучают немецкий язык, не так много, – говорит Борис Черниченко. – И многих из них мы вынуждены по просьбам директоров школ посылать в районы на длительную педагогическую практику, отрывать от учебы только с одной целью, чтобы они замещали вакантную должность учителя немецкого языка.

Если сейчас никто не обучит школьников языку на достойном уровне, то в будущем интерес к нему еще более упадет, и неизвестно, кто придет завтра учиться на отделение немецкого языка. А потребность в нем все же есть, ведь немцы – второй по численности национальный слой на территории края.

Корни проблемы

Руководитель Методического объединения учителей Лариса Минина выразила уверенность, что проблема берет свое начало в младшей школе. Родители неохотно отдают детей изучать немецкий язык, предпочитая английский, поскольку сейчас везде нужен именно английский – на нем поступает информация обо всех технологиях, новшествах. И родители просто не видят, как немецкий смог бы помочь их ребенку реализовать себя в дальнейшем при получении образования и в профессии.

В поисках мотивации

Поступили даже предложения просто волевым решением обязать родителей отдавать детей на немецкий. Но, конечно же, в современных условиях никто не может навязать выбор языка. Тут нужна какая-то серьезная мотивация, чтобы родители увидели смысл в изучении предмета.

Например, президент общественного движения «Сообщество российских немцев Алтая» Александр Дитц отметил, что есть крупные немецкие предприятия, которые работают в России, поэтому существует потребность в специалистах, владеющих немецким языком. Нужно только информировать об этом. Можно также попытаться популяризировать немецкий язык, информируя родителей и учащихся о знаменитых немцах, оставивших след в российской культуре, органах власти, истории.

Не помешает и информирование об образовательных возможностях. Многие родители и абитуриенты убеждены, что все вузы при обучении делают акцент только на английский. Но в реальности в каждом вузе есть межфакультетские кафедры, где можно получить качественную подготовку по немецкому языку.

Участники встречи достигли ряда договоренностей. Необходимо налаживать более тесное сотрудничество между АлтГПУ, Краевой национально-культурной автономией немцев Алтая, языковой школой «Полиглот» (представителем Гёте-Института в Барнауле). Следует обратиться в Минобразования с просьбой поспособствовать возобновлению набора для изучения немецкого языка в педколледж Славгорода, через городской комитет по образованию наладить диалог по его изучению с директорами школ.

СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕГО БАРНАУЛА»

Как отметила заведующая кафедрой немецкого языка лингвистического института АлтГПУ Татьяна Москвина, многоязычие в школах Барнаула, введение немецкого и французского языков в качестве второго иностранного представляется перспективным в плане развития образовательного и культурного потенциала краевой столицы. Если будет только один иностранный язык, то Барнаул потеряет позиции ведущего образовательного и культурного центра края.

Фото Андрея Чурилова.

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня