Сергей Летов оценил открытость барнаульской публики

Сергей Летов оценил открытость барнаульской публики

Автор:

Культура, Местные новости

В филармонии выступил саксофонист-импровизатор Сергей Летов – на сегодня один из самых востребованных отечественных музыкантов. И если раньше он играл в основном за рубежом, то теперь его концерты проходят главным образом в провинции, где, по его мнению, более чутко воспринимают музыку новую и непростую.

Тэги: культура, гастроли, Сергей Летов, музыка

В нашем городе Сергей Летов бывал не раз. Человек с сибирскими корнями (сам он из Омска) хорошо знаком с барнаульскими музыкантами, нередко по их приглашению выступал в наших клубах, участвовал в проектах, инициированных местными рокерами.

Человек-оркестр

Творческая биография Сергея Летова впечатляет. Достаточно перечислить лишь ряд проектов, в которых участвовал музыкант, чтобы понять его пристрастия, степень исполнительской свободы. Это и сотрудничество с Сергеем Курёхиным, Валентиной Пономарёвой, Дмитрием Приговым, с младшим братом Егором Летовым – лидером «Гражданской обороны», – а также с ведущими рок-группами страны, огромным количеством отечественных и иностранных музыкантов и перформеров. Это и создание ансамбля интуитивной музыки «Три О», и выступления в качестве музыканта-импровизатора в составе коллектива «Сакс-Мафия», и участие в целом ряде театральных проектов (в том числе и Театра на Таганке). После беглого знакомства с его послужным списком так и подмывает назвать Сергея Летова человеком-оркестром, человеком-эпохой. Не случайно, представляя музыканта барнаульской публике, организатор концерта Евгений Колбашев подчеркнул, что даже если приглашать Сергея Летова в Барнаул каждый месяц, всякий раз он будет неповторим. И действительно, на барнаульской сцене музыкант представил свое очередное новое увлечение – электронные духовые инструменты.

- Эти инструменты я открыл для себя несколько лет назад, - пояснил со сцены Сергей Летов. – В мировом масштабе они далеко не диковинка, а вот в нашей стране на них мало кто играет. Сегодня в моей личной коллекции шесть таких инструментов, основанных на MIDI-технологиях. По сути это все те же флейта, саксофон, гобой или фагот. Главное отличие в том, что человеческое дыхание, мускульная энергия пальцев преобразуются сначала в электрические сигналы, а потом уже в звуковые.

Как рассказал музыкант, эти инструменты далеко не совершенны – им все-таки на несколько сотен лет меньше, чем, скажем, кларнету, флейте или гобою. К тому же выглядят они, в отличие от классических духовых, не столь изящно, а порой и довольно зловеще.

Время экспериментов

Звучат новые инструменты действительно непривычно. Из одного электронного кларнета (вида, признаться, менее радикального, чем его прославившийся на «Тавриде» собрат) музыканту удавалось извлечь как инопланетные звуки, так и звуки, имитирующие не только духовые, но и ударные и даже струнные. Но благо, не давая устать публике от «умной» музыки, Сергей Летов то и дело брался за привычный саксофон, который тут же оживлял обстановку, уносил зал в дали далекие. И если учесть, что на сцене музыкант всегда «выдувает» только свое (не случайно Сергей Летов – яркий представитель фри-джазового направления в музыке), то концертная программа развивалась по самому что ни на есть непредсказуемому сценарию. Свои электронные эксперименты Сергей Фёдорович предварял интереснейшими пояснениями.

- Вы, наверное, удивитесь, но за рубежом такие инструменты чаще всего можно услышать в церквях, – рассказал он в одном из своих отступлений. – Как правило, в лютеранских или англиканских, где не придают значения аутентичности. У нас они не очень популярны, потому что от электронных инструментов музыканты ждут простоты в использовании. Нажал на кнопку – получил результат. Я же играю на такой электронике, которая требует многочасовых занятий, исполнения этюдов в не меньшем объеме, чем на саксофоне.

Уху, не приученному к электронным вибрациям, звучание инструментов нового поколения кажется простоватым. Хотя, как потом пояснил музыкант, первое отделение электроника действительно капризничала – вероятно, так на ней отразились переезды между сибирскими городами. К примеру, в Томске один из инструментов на время пришел в полнейшую негодность – во время дорожной тряски из него выскочила батарейка, отвечающая за настройки. Обнаружилось это только на саундчеке, а потому во время концерта инструмент выдавал совершенно не характерные для него звуки. Но публика этого даже не заметила. Как рассказал Сергей Летов, в ночь перед барнаульским выступлением он не спал – чинил инструмент, тщательно его настраивал. Но все же сбоев во время игры избежать не удалось. Ко второму отделению все окончательно отладилось, необычные конструкции стали выдавать интересные звуки, с помощью которых музыкант исполнял и джаз, и регги, и рок-н-ролльные мелодии, и ритмы пожестче.

- Для меня импровизация – выражение себя, – пояснил музыкант. – Ведь я свободно парю на фоне определенной подложки. Именно на нее я накладываю музыку, которая каждый раз зависит от настроения, акустической возможности зала, событий, которые мое выступление предваряют, от эмоций, которые испытываю я сам. И еще мне важно чувствовать зал, его настрой, видеть отдачу. В Барнауле на мой концерт пришли явно понимающие зрители – они были восприимчивы даже к новым звукам. Хотя я убежден: музыка, которую я исполняю, не требует особой подготовки. Хотелось бы, чтобы от ее звучания люди получали радость.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Вячеслав Бубнович, российский фаготист и музыкальный педагог, солист симфонических оркестров Томской и Алтайской филармоний заслуженный артист РСФСР:

- Однажды выдающийся польский композитор Витольд Лютославский высказался, что когда-нибудь инструменты симфонического оркестра превратятся в анахронизм. Сроков музыкант не называл, и сегодня мне кажется, что это произойдет весьма нескоро. Да, звучит электроника непривычно, порой очень интересно, имитируя звуки известных всем инструментов (а в исполнении Сергея Летова я услышал и контрафагот, и виолончель, и флейту). Но не забывайте, что это всего лишь имитация. Живое исполнение, как мне кажется, ценней.

Фото из сети Интернет.

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня