Отреставрированное полотно Петра Кончаловского украсит один из залов нового здания Художественного музея

Отреставрированное полотно Петра Кончаловского украсит один из залов нового здания Художественного музея

Автор:

Культура, Местные новости

Продолжается масштабная реставрация произведений, которые в будущем станут частью постоянной экспозиции нового Художественного музея. В его залах планируется разместить около полутора тысяч работ, ныне хранящихся в музейных фондах.

Тэги: культура, ГХМАК, реставрация

После реконструкции здание музея обещает стать одним из самых современных в стране. Его общая площадь увеличится более чем в пять раз и превысит 10 тыс. кв. м. Экспозиции разместят на площади более 1700 кв. м, фондохранилище займет более 1200 кв. м. Здание музея оснастят современным оборудованием, поддерживающим необходимые для хранения экспонатов параметры температуры и влажности. Более того, обновленный музей обещает стать самым впечатляющим объектом архитектурного ансамбля Октябрьской площади, которая по инициативе Губернатора, Председателя Правительства Алтайского края Александра Карлина год от года превращается в уникальное культурное пространство Барнаула.

Сегодня примерно треть произведений, которые в будущем заполнят залы нового здания ГХМАКа (а это живопись, графика, скульптура, народный костюм, произведения декоративно-прикладного творчества), нуждаются в восстановлении. С этой целью в течение года в музей приезжают реставраторы из разных городов нашей страны. Им поручено привести в порядок предметы, являющиеся гордостью музейной коллекции. В их числе и масштабное полотно Петра Кончаловского «Новгород Великий» (его размер 2 x 3 метра), над которым сегодня работает художник-реставратор Дарья Лиснянская, преподаватель Московского художественного института им. В. Сурикова, действующего при Российской академии художеств.

Масштабно и фактурно

Для того чтобы восстановить эту картину, Дарья Сергеевна приезжает в Барнаул во второй раз. Трудится реставратор до самой ночи, приводя в порядок полотно, пострадавшее от воздействия влаги.

- Особенно пострадала правая сторона картины, где можно было наблюдать усадку холста, повреждение красочного слоя, – поясняет реставратор. – Для начала требовалось устранить все имеющиеся деформации, укрепить грунт и объемный красочный слой, который является характерной чертой творчества Кончаловского – художника, пишущего в технике фактурной корпусной живописи. А это всегда широкие толстые мазки, которые довольно сложно восстанавливать, особенно на полотне столь большого размера.

Пейзаж Кончаловского датирован 1944 годом. Состав красок с тех пор изменился не столь существенно. Поэтому реставрационные работы будут осуществляться методом тонирования, подгона под краску, окружающую утраченный фрагмент.

Как считает Дарья Сергеевна, несмотря на интенсивную работу (а рабочий день специалиста длится по 10-14 часов), окончательно «вылечить» полотно в этот приезд ей, скорее всего, не удастся. Из-за масштабности картины. Но пейзаж Кончаловского стоит всех этих усилий. Ведь в новом здании музея ему будет отведено особое место.

Непрерывный процесс

В фондах Художественного музея хранятся и другие работы Петра Кончаловского. - Большинство работ поступило в музей из коллекции сына художника, живописца и графика, заслуженного художника России Михаила Кончаловского, в 1973 году, – рассказала заместитель директора ГХМАК по научно-исследовательской работе Наталья Царёва. – Два натюрморта, пейзаж «Вётлы», а также работа «Дача», написанная еще Кончаловским-«бубнововалетчиком» с использованием кубистических приемов. Интересен «Натюрморт», датированный 1920 годом (так называемый натюрморт с луком). Он поступил в музей из Алтайского государственного краеведческого музея в 1959 году. Это произведение представляет особый интерес, так как, по-видимому, принадлежало Музею изящных искусств, созданному в Барнауле в 1920 году и просуществовавшему вплоть до 1927 года (все это время он базировался в здании церкви Димитрия Ростовского).

- Привести в порядок произведения, которым не требуется серьезная реставрация (нужно только почистить и перетянуть холсты), по силам и специалистам музея, - комментирует Дарья Лиснянская. – Необходимыми знаниями владеет и хранитель живописной коллекции ГХМАК Елена Олейникова, которая прошла специальное обучение. Думаю, в будущем в здании нового музея разместится не только одно из лучших хранилищ за Уралом, но и одна из лучших реставрационных мастерских, где процесс восстановления произведений искусства будет вестись непрерывно.

Фото Андрея Чурилова.

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня