Печник – редкая профессия даже для Сибирского региона

Печник – редкая профессия даже для Сибирского региона

Автор:

Общество, Местные новости

Выкладывать голландки и шведки Дмитрия Драченина в юности научил дед. Преимущества собственной мастерской показала мать, она же привила сыну стремление к поиску собственного стиля. Необъятные просторы и незабываемая красота российской природы привели его на географический факультет АлтГУ, а призванием стало восстановление традиционной технологии создания изразцовых печей и каминов.

Простые печи

- Дмитрий, с какого возраста вы стали выкладывать печи?

- Подсобником печника стал класса с седьмого-восьмого. Мы с мамой переехали с Дальнего Востока в поселок Пригородный Индустриального района Барнаула в 1993 году к деду, который был востребованным в округе печником. Он стал брать меня с собой – подавать кирпичи, мешать раствор. Долго я был просто помощником, только когда Михаила Павловича не стало, начал выкладывать печи сам. Большинство людей знает голландки и русские печи – печи противотока и свободного движения газов. На самом деле разновидностей печей намного больше, выбор формы и конструкции определяется поставленными задачами. Бывают заказчики, которым нужно сделать дешево, но есть и ценители, вкладывающие серьезные средства в сложные печные комплексы. Я бесконечно благодарен близким за то, что научили меня работать руками, а также привили любовь к старому укладу жизни: хлеб надо заработать трудом и делить его с родными.

- Почему не стали экологом, как хотели?

- Экспедиции, посиделки с друзьями у костра, поиски нового – это замечательно. Поэтому и выбрал такую профессию. Но действительность гораздо банальнее – вакансий немного, зарплата небольшая, да и сидеть за столом с бумагами не по мне. Руки должны работать, а голова – думать. Мои навыки печника без куска хлеба не оставили, тем более в Барнауле появилась мода на камины-барбекю, грили для готовки блюд. Однако через пару лет я понял, что это потолок, дальше расти некуда: материалы одни и те же, да и конструкции мало чем отличались. Обрубил все концы и уехал в село в Чарышском районе.

Эксперимент

- Чем занимались целых шесть лет?

- Можно сказать, экспериментальной археологией ремесла. Брал старые книги, местное сырье и восстанавливал технологию. Например, в 1940-е годы в селе Майорка был комбинат, который выпускал керамическую посуду. Искал старожилов, которые помнили, как смешивается глина, при какой температуре и в каких печах производится обжиг. Поселившись с семьей в селе Берёзовка, сделал свой первый гончарный круг, научился делать керамическую посуду. Соединил две комнаты, выкопал большую яму, выложил фундамент из старых бетонных блоков и кирпичей, сделал обжиговую печь-горн, утеплил ее, вывел трубу наружу, обжиг делал пихтовыми дровами. Первые заказы на изразцы я выполнил только частично, если честно. Все делал на свой страх и риск, не боясь проиграть. Учился и делал, делал и учился. Сердечно благодарен всем, кто был рядом и чем-то помог. Надеюсь, что смогу сторицей воздать за добро.

- Что из себя представляет изразец?

- Конструктивный элемент, который выполняет в печи несколько функций. Внешнюю – декоративную и внутренние – теплонакопительную и несущую. Это полнотелое изделие с керамическим выступом-румпой с обратной стороны может использоваться вместо кирпича, если в печи не нужна толстая стенка. Изразец может иметь любую форму – от листа до карниза и т. д. В отличие от обычной тонкой керамической плитки изразец предназначен для того, чтобы выдерживать частые перепады температур. Делают изразцы из разных сортов глины, традиционные из так называемого мягкого фаянса – глины, суглинка с большим содержанием извести. Такое сырье на Алтае есть в достаточном количестве. Классические изразцы можно увидеть во многих храмах городов Золотого кольца, их использовали как внешний декор – вставки, фасады, даже часть куполов, так и внутренний, для печей.

- Почему это искусство в Сибири столь редко?

- Когда в европейской части России изразцы уже делали, территорию Сибири только начали осваивать. У нас то война, то мор, то смута. Мастерские исчезали, восстановление промысла шло из тех мест, которых потрясения не коснулись. Встретить мастерскую, созданную в XII веке, у нас попросту невозможно, в отличие от Европы. Пробные партии изразцов делала «Турина гора», отдельные мастера, но на этом все и закончилось. Традиция изготовления изразцов очень тесно связана с печниками, на Руси даже была профессия гончара-печника, очень уважаемая, к слову.

Философия творчества

- Жизнь в отдаленном селе как-то повлияла?

- Безусловно. В руках остались знания, полученные опытным путем. Чувство радости от создания собственной мастерской, где заново рождается ремесло, не сравнить ни с чем. Выстраиваешь свой уклад, сам ставишь задачи на день, месяц, год. Лабораторная работа дает уникальную возможность изучения природного материала и подходов к нему. Это и есть местная традиция ремесла. Живя в деревне, научился размеренности: не можешь сесть за гончарный круг, думая о суете, или заниматься формовкой изразцов, если куда-то спешишь. Материал этого не позволит. Мои работы – это университеты, где и двойки есть в зачетке, и пятерок хватает.

- Каковы планы на будущее?

- После того как сделал с мастеровыми друзьями декоративный камин для «Горной аптеки» в дровяном горне деревенской мастерской, пришло время вернуться в город. В здании организации «Город мастеров», к сожалению, большую печь делать нельзя, это памятник деревянной архитектуры краевого значения. В этом году выполнили заказ на керамические архитектурные элементы для печного комплекса, обжиг провели на старом барнаульском сереброплавильном заводе. Это нужно было сделать именно здесь, место обязывает. Предстоит собрать несколько горнов для обжига, будем подбирать их размещение. И надо заниматься с людьми, браться за интересные проекты, вовлекать в работу над ними тех, кто искренне интересуется темой. Это и гончарка, и печное дело, и их побратим изразец.

Фото Юрия Шумова.

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня