Как не перестраховаться при получении потребительского кредита

Как не перестраховаться при получении потребительского кредита

Автор:

Экономика, Местные новости

В рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения» 20 журналистов Алтайского края стали участниками прошедшего в Новосибирске двухдневного семинара «Дружи с финансами». Эксперты из разных регионов страны обсудили множество актуальных вопросов, наиболее дискуссионной оказалась тема страхования.

Тэги: Минфин, потребительский кредит, финансы, повышение уровня финансовой грамотности

На все 100

Страхование – это финансовый инструмент защиты от рисков. В одних случаях услуга действительно может быть уместна и даже спасительна, в других – по единогласному мнению экспертов федеральной программы «Дружи с финансами» – является не более чем сравнительно честным способом отъема денег у финансово-неграмотного населения.

Согласно 48-й главе Гражданского кодекса РФ, страхование бывает двух видов: обязательное, как при ипотечном кредитовании, и добровольное (например, автострахование КАСКО). Но многие кредитные организации, чаще всего при оформлении потребительских кредитов, практикуют еще один добровольно-принудительный вид страхования.

Как пояснил замдиректора Российского института финансового планирования Сергей Макаров, заинтересованность банков в предложении заемщикам дополнительно к кредиту услуг страхования состоит в том, что последний оплачивает за подключение к программе страхования соответствующую комиссию. Ее размер варьируется в соответствии с тарифом. К примеру, если заемщик берет потребительский кредит в размереКредиты 100 тыс. руб., то 10-15 тыс. руб. изымается из суммы кредита. В результате на руки клиент получает 85 тыс. руб., но выплачивать придется все 100 тыс. руб. Этот вычет направлен на снижение рисков невыплаты кредита недобросовестными заемщиками.

- Важно также понимать, что страховка, например, в случае потери гражданином трудоспособности, выплачивается не ему, а банку, – подчеркивает Макаров. – Неудивительно, что большинство потенциальных заемщиков старается отказаться от таких услуг, но при этом, как правило, получает отказ в получении кредита, и в итоге соглашается.

Банковские хитрости

Член экспертной группы «Дружи с финансами», вице-президент Сибирского правового центра защиты прав потребителей Галина Талья отметила, что большая часть претензий, с которыми в Центр обращаются граждане, касается именно проблем с финансовыми услугами, в частности, вопросов навязываемого страхования.

- Потребители любят это выражение – навязанная страховка, но так ли это в действительности? С одной стороны, услуга страхования носит самостоятельный характер – это всегда отдельный договор, с другой – это соглашение на присоединение к договору займа, но статьей 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних товаров, работ или услуг обязательным приобретением иных товаров, работ или услуг, – поясняет Галина Талья. – В моей юридической практике первое время удавалось доказывать, что данная услуга незаконна, пока банки не стали вносить в договоры пункты, где сказано, что подключение к программе страхования является просьбой самого заемщика. Клиент ставит подпись в соответствующей графе, а затем обращается в Центр ЗПП, Роспотребнадзор или суд со словами: «Договор страхования был навязан», и получает ответ: «А чего вы хотели, если здесь ваша подпись? Вы сами подтвердили свою позицию. Теперь вы застрахованы, с чем, собственно, мы вас и поздравляем».

Остыл?

Однако пути решения непростого вопроса есть – расторжение договора страхования с возвратом 100% уплаченной комиссии. От договора страхования, по словам Евгении Коваленко, главного специалиста отдела по защите прав потребителей Роспотребнадзора по Новосибирской области, можно отказаться в течение пяти рабочих дней с момента его заключения в так называемый «период охлаждения». Указание Центробанка вступило в силу 2 марта 2016 года. Кстати, с 1 января 2018 года период будет продлен до 14 дней.

Избежание нежелательной для заемщика услуги страхования на этапе оформления кредита, по мнению Галины Тальи, зависит в первую очередь от уровня финансовой грамотности и настойчивости гражданина.

- Если вы твердо решили, что страховка вам не нужна, сообщите об этом в процессе заполнения заявки на кредит. Менеджер скорее всего будет добиваться ее включения несмотря на то, что это противоречит закону о правах потребителя. В таком случае обратитесь к руководителю филиала банка. Настаивайте на своем праве не соглашаться на дополнительные услуги, – поясняет Талья. – Проблемы никому не нужны, и противоречить закону никто не желает, поэтому с высокой вероятностью вам оформят кредит без страховки.

Глеб Колесников.

Рисунок Александра Ермоловича.

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня