С какого возраста стоит приучать детей к деньгам?

С какого возраста стоит приучать детей к деньгам?

Автор:

Общество, Местные новости

Деньги имеют такую уникальную особенность – они способны быстро исчезать из кошелька. Именно поэтому учиться правильно управлять финансовыми накоплениями нужно в раннем детстве. В этом убеждена руководитель Регионального методического центра по финансовой грамотности краевого института повышения квалификации работников образования Татьяна Райских. Специально для читателей «Вечёрки» эксперт дает несколько денежных советов.

Тэги: семейный бюджет, детство, воспитание

Детсадовский возраст – самое время, когда можно начинать финансовое воспитание ребенка. Разговор на эту тему необходимо строить в соответствии с возрастными особенностями крохи.

- В пять-шесть лет малыш уже способен уяснить, что такое деньги, может различать их номинал. Вполне осознанно может понять ограниченность денег, а также то, что родители не в силах по его первому требованию скупить все товары с магазинных полок. Понимание детсадовцем этой информации поможет избежать возможных конфликтных ситуаций, - отмечает Татьяна Николаевна.

Дошколенок в силах осуществлять простой счет денег. На понятных примерах ему можно объяснить суть накопления. Например: какую-то игрушку мы можем купить чуть позже, если будем откладывать на эти цели деньги.

Желанные карманные

С младшего школьного возраста у ребенка уже появляются карманные деньги, и наша задача – научить его делать первые накопления.

Что интересно – карманные деньги должны быть только на то, что малыш хочет, их не нужно тратить на проезд в маршрутке или на обязательное питание в школе и на школьные принадлежности. Иначе говоря, вещь, на которую ребенок откладывает деньги, не должна являться предметом первой необходимости. Иначе карманные деньги потеряют свой смысл собственного капитала и будут доставлять ребенку только расстройства. Вроде бы деньги имеются, а тратить на то, что хочется, нельзя.

- Ребенку и взрослому нужно оговорить определенные правила выделения карманных денег. Сумма должна быть фиксированная, например, 100 рублей в неделю. И ребенок должен четко знать, с какой периодичностью будет пополняться его бюджет, – отмечает эксперт.

В этом вопросе есть еще одно но: в семь-десять лет ребенок уже может самостоятельно принимать решение, на что ему потратить средства, имеет на это право, и родители должны дать ему такую возможность.

- Долго копить младший школьник не способен: в силу возраста он может отодвинуть приобретение желанной вещицы максимум на три месяца. Если его финансовая цель за этот период не достигается, то он теряет к ней интерес, – отмечает Татьяна Райских.

Без копейки рубля нет

В 10-12 лет ребенок может уже самостоятельно осуществлять какие-то платежи и ставить себе отдаленные финансовые цели. Именно в этом возрасте чадо способно даже экономить свой личный бюджет, сравнивая цены в разных магазинах.

- В десять лет порой у ребенка отмечается явное желание пойти и купить что-то самому. Отдать деньги за продукт, посчитать сумму покупки, получить сдачу – это целое событие. Но родитель должен быть где-то рядом, – советует эксперт.

Можно вместе с ребенком обсудить, как он хочет отметить свой день рождения, сколько детей хотел бы пригласить, где провести. Вместе посчитайте, во сколько обойдется это празднование, как отметить его так, чтобы войти в определенный бюджет. Может быть, он сам решит на него откладывать карманные деньги? В любом случае это должен быть только его выбор.

О бюджете сообща

13-15 лет - это возраст, когда дети задумываются о том, где можно самостоятельно заработать деньги. Подростки способны уже понимать вещи, связанные с налогообложением и другими обязательствами, которые семья дополнительно несет в своем бюджете.

- Как полноправный член семьи подросток должен участвовать в планировании семейного бюджета, обсуждать с родителями предстоящие покупки. В 14 лет, когда он получает паспорт, юноша или девушка по законодательству уже могут открыть собственный счет в банке. К этому тоже нужно быть готовым.

ЧТО, ЕСЛИ…

Друг оказался вдруг

Ваш ребенок занял другу копеечку на проезд или булочку в столовой, а тот не вернул долг? Ругать в этом случае нельзя. Объясняем, что такие ситуации встречаются и среди взрослых. Ребенок сделал хороший поступок – помог, но одновременно взял на себя определенный риск. Взятое в долг назад возвращается далеко не всегда.

Истерика в квадрате

- Купи игрушку, – истошно голосит в магазине кроха, а в ваши планы покупка не входит.

Отказывая малышу, обосновываем:

- Эта кукла слишком дорогая, у нас сейчас нет с собой таких денег, но мы будем копить на эту игрушку и приобретем ее ко дню твоего рождения или на Новый год.

Право на ошибку

Ребенок копил-копил деньги для какой-то светлой цели, а потом взял и потратил на что-то другое. Это совершенно нормально. Скажите ребенку, что не получилось накопить. Предложите подумать почему? Что он сделал не так?

Плата за дело

Бывает так, что ребенок требует деньги за хорошие оценки.

Деньги нужно давать на карманные расходы, но не как плату за что-либо, иначе это снижает у ребенка уровень ответственности. Расскажите, что помогать по дому и хорошо учиться – это прямые обязанности ребенка, такие же как у мамы или папы ходить на работу.

Если хотите поощрить детку за выполнение домашних дел, лучше купите небольшой презент. Это может быть и финансовое вознаграждение, но только не систематическое.

Екатерина Доценко.

Фото Алёны Бацуновой.

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня