Ольга Рудаенко – единственный мастер в крае, которая освоила все приемы станочного ткачества

Ольга Рудаенко – единственный мастер в крае, которая освоила все приемы станочного ткачества

Автор:

Общество, Местные новости

Желание сделать ткачество популярным открыло для экономиста по профессии Ольги Рудаенко новые горизонты.

Тэги: интересные люди, Ольга Рудаенко

В 2016 году она получила специальные призы на всероссийском конкурсе «Русь мастеровая», в текущем году – звание «Народный мастер Алтайского края», стала членом общественной организации народных ремесленников «Город мастеров», открыла собственную мастерскую, обзавелась учениками.

На волне интереса

- Ольга Викторовна, создание собственной мастерской как-то связано с возрождением интереса к ткачеству?

- Этой мечте почти семь лет. Сначала ткачеством я занималась дома. Как члену творческой организации народных ремесленников «Город мастеров» мне выделили две небольшие комнаты под мастерскую. С супругом Алексеем мы несколько месяцев пропадали здесь до ночи, чтобы в итоге получилась горница с лавками, старинными веретенцами и ткаными половичками. Интерес к народному ремеслу в последнее время действительно стал проявляться более активно.

На различных фестивалях региона мы с Алексеем представляем тканые изделия, станочки и приспособления для ткачества. Все это вызывает большой интерес у людей. Они спрашивают, где можно научиться ткачеству поясов, хотя чаще это бывает сиюминутный порыв...Ткач

Открыв мастерскую, я стала собирать на блошином рынке экспонаты. Веретенца, старинные челноки для ткацких станков, берда – все это можно купить совсем недорого. Со своей родины – из села Михайловского – привезла громоздкий старинный ткацкий станок, который много лет стоял у знакомой в сарае. Он, конечно, обветшал и требует значительного ремонта, но работать на нем вполне можно. Со временем перенесу его в мастерскую, такие станки в рабочем состоянии сегодня найти непросто.

- Какой опыт привезли с всероссийского конкурса «Русь мастеровая»?

- На конкурс меня отправил Алтайский государственный Дом народного творчества. Ответственность огромная – представлять Алтайский край. В номинации «Ткачество поясов» участвовали восемь человек, которым предстояло за семь часов сделать поясок на тему «Счастье». Дома на это уходит гораздо больше времени, заставила себя мобилизоваться и соткала пояс длиной 180 см под названием «В поисках Беловодья». Браный орнамент на нем сделала на основе элементов алтайских старообрядческих поясов. Сейчас он хранится в Музее истории и культуры Уймонской долины, у Раисы Павловны Кучугановой.

Ткач Ольга Рудаенко В Москве я получила специальный диплом, а председатель жюри вручил специальный приз – великолепно иллюстрированную книгу «Золотая хохлома». Их удостоились лишь два мастера из 65 участников. К слову, для конкурса муж разработал и сделал для меня специальный раскладной станок, который укладывается в обычную сумку. Это отметили члены жюри, поскольку остальные участники номинации ткали на сволочке, бердышке, карточках, лентоткацких станках. Конкурс укрепил меня в мысли, что нужно продолжать ткать пояса по мотивам наших музейных орнаментов. По Интернету общаюсь с ткачами из разных регионов, но только не с Алтая – их просто нет. Еще и по этой причине хочется знакомить с ремеслом как можно больше людей, живущих в регионе.

Вырастить смену

- Какие еще мечты сбылись в этом году?

- Девиз нашей семьи вышит на картине – «Своих корней не забываем, традиции народа чтя, мы развиваемся, играя». Успехи близких меня радуют больше, чем собственные. Супруг придумал и сделал несколько новых ткацких станков. Старшая дочь, Татьяна, поступила в АлтГУ на факультет искусств. Половички с петроглифами так пока и остаются задумкой, но это лишь означает, что их время еще не пришло. Сейчас продолжаю ткать пояса с браными орнаментами, цветные половички, столовые дорожки, разнообразные шарфы из пряжи, стильные палантины и шапочки. У меня появились и ученики, правда, не так много, как хотелось бы. Оказалось, что взрослые боятся мнимой, на мой взгляд, сложности, у кого-то не хватает терпения. В то же время в селе Новичиха одна девочка сидела у меня на мастер-классе до тех пор, пока не соткала салфетку длиннее всех. А ее педагог удивлялась, как эта непоседа усидела на одном месте дольше получаса. В Углах за станки садились и юноши. Вообще, в сельских районах и дети, и взрослые несколько по-другому относятся к народному ремеслу. Наверное, во многих домах еще имеются вещи и предметы от бабушек-прабабушек.

Не скоро еще люди поймут, что современные паласы и ковровые покрытия в подметки не годятся этим вещам, сносу которым нет. Любая вещь, сделанная мастером, – это не просто механическое действие, но еще и работа ума, тепло души, любовь к своему делу. И это не просто слова, поверьте. Надеюсь, что со временем в здании гимназии Будкевич, где находится моя мастерская, зазвучат детские голоса. Вырастет другое поколение – ценящее наследие предков.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Татьяна Боровцова, заведующая сектором традиционной русской культуры научно-исследовательского отдела Государственного художественного музея Алтайского края:

– Ткачество – очень сложное ремесло, и не только технологически. Его нужно осмыслить интеллектуально, прежде чем за него браться. Поэтому у нас в регионе так немного мастеров, которые бы занимались этим ремеслом и преуспели в нем. Ольга Рудаенко очень правильно начинала с копирования этнографических образцов, изучала музейные предметы, чтобы позже воспроизвести аналоги. И что самое важное, она умеет  соединить в своем творчестве современные предметы с традиционным ткачеством.

Фото из архива Ольги Рудаенко.

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня