В Барнауле отметили 125-летие со дня рождения Марины Цветаевой

В Барнауле отметили 125-летие со дня рождения Марины Цветаевой

Автор:

Культура, Местные новости

В Барнауле прошли городские комментированные чтения, посвященные творчеству Марины Цветаевой. В них приняли участие чтецы от 14 до 25 лет.

Тэги: культура, стихотворения, творчество, Марина Цветаевой

Диапазон переживаний

Комментированные чтения, организованные Централизованной библиотечной системой Барнаула, проходят в нашем городе в четвертый раз (в прежние годы они были посвящены творчеству Михаила Лермонтова, Сергея Есенина и Николая Некрасова). Но столь массовыми они, кажется, еще не были никогда. Вероятно, потому, что творчество Марины Цветаевой волнует любителей поэзии самого разного возраста.

Победители По традиции этот конкурс проходил в несколько этапов. И если первый, отборочный тур проводился в библиотеках города, то финальный этап собрал лучших из лучших в стенах Мемориальной библиотеки им. В.М. Башунова.

- Главная особенность чтецкого конкурса в том, что по каждому выступающему жюри формирует свое мнение, которое готово высказать по окончании состязаний, – рассказывает постоянный член жюри комментированных чтений, преподаватель АГИК Елена Дедюшина. – Нами оценивается не только знание текста и то, насколько выразительно он звучит (с учетом логических ударений, интонирований, эмоциональной окраски). Отмечаем мы и использование театральных приемов.

Казалось бы, для понимания поэзии Марины Цветаевой важен определенный жизненный опыт, некий диапазон переживаний. Но даже 14-летние участники чтений способны донести до публики заложенные в творчестве поэтессы образы, сделать понятным особый язык цветаевской поэзии. Причем известные стихи в исполнении разных авторов звучали непохоже, а то и совсем по-новому. К примеру, знаменитое стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…» звучало со сцены библиотеки трижды. И не только в женском исполнении. Довольно необычно прочел его 14-летний Жора Казарян – эмоционально, под завораживающий дудук, звучащий в записи. Поразили своим осознанным отношением к каждому выстраданному поэтессой слову и Анна Пущина, прочитавшая известное цветаевское произведение «Тоска по родине…», и Софья Баранова, представившая необычную трактовку довольно объемного стихотворного цикла «Стенька Разин». Девушки умело продемонстрировали мелодику цветаевской поэзии, грамотно расставили смысловые акценты, привнесли в выбранные произведения и что-то свое. Необычный отрывок из прозаического произведения Цветаевой «Мой Пушкин» представила публике и Варвара Володина, прочитавшая прозу по всем поэтическим законам – учитывая ее звукопись, заложенную в ней интонацию. Звучали в этот день и «Челюскинцы», и знаменитая «Не чернокнижница», и отрывок из «Повести о Сонечке»… Поражали не столько объемы выбранных произведений, сколько сложность, заложенная в них глубина, постичь которую конкурсанты не побоялись.

- Строки, звучащие в этот день в рамках конкурса, можно слушать бесконечно, – считает старший преподаватель АГИК Рита Семыкина. – Видно было, что все эти произведения волнуют сердца ребят, несмотря на то, что сам автор сочинял их в более зрелом возрасте. Лично я услышала немало интонационных находок, искреннее и пропущенное через себя прочтение.

Новые смыслы

Интересно и то, что первая возрастная группа (а это участники от 14 до 18 лет) на фоне более старших ребят (чтецы от 19 до 25) почему-то выглядела посильнее. Вероятно, потому что большинство школьников, участвующих в конкурсе, – воспитанники барнаульских театральных студий, где учат не только чтецким навыкам, но и способам доносить собственные внутренние переживания до публики. Поэтому, как высказалось жюри, если первой возрастной группе можно было бы и облегчить материал, то второй – лучше бы усложнить.

И хотя во второй части конкурса звучали такие мощные произведения Цветаевой, как «Я только девочка…», «Приметы», «Самоубийство», «Тоска по родине…», все же рассказаны они были несколько однообразно, не столь ярко, как хотелось бы.

- Если в произведении вас что-то взволновало, то нужно сделать все возможное, чтобы все сидящие в зале поняли – что именно оставило вас неравнодушным, – считают члены жюри. – И еще хотелось бы дать всем совет – не торопиться при чтении стихов. Ведь мы, слушатели, тоже переживаем вместе с вами, наслаждаемся строчками цветаевской поэзии, открываем в них новые смыслы.

Фото Евгении Набоки.

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня