В ноябре завод «Трансмаш» отметит свое 75-летие

В ноябре завод «Трансмаш» отметит свое 75-летие

Автор:

Общество, Местные новости

Один из флагманов советского дизелестроения напряженным трудом коллектива, усилиями высочайшего класса специалистов и грамотной стратегией руководства избежал печальной участи многих предприятий, не вписавшихся в реалии современной экономики. У «Барнаултрансмаша» есть героическое и славное прошлое, надежное и эффективное настоящее и прочный задел на будущее.

Тэги: производство, завод «Трансмаш», юбилей

Все для фронта

Днем рождения завода справедливо считается 6 ноября 1942 года, когда был собран и испытан первый дизельный двигатель В-2 для танка Т-34. Но подготовка к строительству предприятия в Барнауле началась в первые месяцы войны.

Уже летом 1941 года на окраине Барнаула геодезисты забили первые колышки будущего завода. В режимно-секретном отделе предприятия до сих пор хранится документ, который можно считать своеобразным свидетельством о рождении завода № 77, впоследствии Барнаульского завода транспортного машиностроения. Это – государственный акт на бессрочное пользование землей.Cредняя зарплата на заводе

К августу 1942 года, когда начали прибывать эшелоны с моторостроителями и станочным оборудованием, на промплощадке уже возвышался первый недостроенный заводской корпус, на фасаде которого издалека был виден главный лозунг страны: «Все для фронта! Все для победы!». Станки в цехах заработали, когда еще не было закончено строительство крыш, не убраны леса.

История не сохранила временную хронику того периода, но, по воспоминаниям ветеранов производства, счет шел не на дни, а на часы и минуты. Первый двигатель решено было запустить к 25-й годовщине Великой Октябрьской революции. И непосильная, на первый взгляд, задача заводчанами была с честью выполнена.

С начала выпуска первого мотора и по август 1945 года моторостроители изготовили десять тысяч двигателей, снабдив ими десять танковых армий и 33 танковые бригады! Каждый пятый танк, сражавшийся на фронтах Великой Отечественной войны, был оснащен барнаульским двигателем.

Страна высоко оценила вклад в Победу трансмашевцев. 30 апреля 1945 года завод был награжден орденом Ленина.

Взлет инженерной мысли

В 1970 году Постановлением Совета министров СССР заводу присвоено имя В.И. Ленина, а в 1971-м указом Президиума Верховного Совета СССР за освоение выпуска новой продукции завод «Трансмаш» награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В послевоенное время на базе танковых двигателей заводские конструкторы разработали унифицированное семейство дизелей, которые удивляли специалистов дизелестроения на международных выставках в Берлине, Лейпциге, Бомбее, Дамаске. Создатели моторов Николай Вегера, Борис Егоров и еще ряд заводских конструкторов стали лауреатами Госпремии СССР.

А созданный в 1960-е годы двигатель УТД-20, по большому счету, опередил свое время. Конструкторами в него был заложен такой потенциал, что и спустя полвека он подлежит модернизации с учетом современных технологий и новых материалов. Более того, дизель, за создание которого главному конструктору Борису Егорову было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а его соратники Идея Фролова и Олег Назаров Объем произведенной продукции стали лауреатами Ленинской премии, и сегодня востребован и успешно работает на оборону страны. Две трети бронетанковой и ракетной техники, демонстрирующей боевой потенциал России на военных парадах, в том или ином качестве использует модификации егоровского дизеля – дизеля барнаульских моторостроителей.

В группе лидеров

Конечно, завод не мог не затронуть ветер перемен конца прошлого века, который валил с ног целые отрасли. «Барнаултрансмаш» выстоял, сохранив не только производственный потенциал, но и кадровое ядро – уникальных специалистов уникального производства.

С 2005 года завод входит в структуру машиностроительного дивизиона «Силовые агрегаты» компании «Группа ГАЗ». С 2013 года с приходом нового генерального директора Виктора Силивакина на заводе началось переформатирование производства, которое продолжается и в настоящее время. Константин Рухани, генеральный директор «Силовых агрегатов», в который входят крупнейшие производители дизельных двигателей и топливной аппаратуры России, нынешней осенью в очередной раз посетивший «Барнаултрансмаш», сказал, что завод – один из немногих в отрасли, на котором так быстро и успешно идет реорганизация производства.

Выстраивая прозрачные производственные потоки, на заводе удалось на 36 километров сократить логистику. То есть детали и узлы двигателей в процессе производства не перевозятся и не переносятся из конца в конец завода, из цеха в цех. Все организовано так, что деталь или узел в процессе обработки или сборки к концу технологической цепочки оказывается в конечном пункте – цехе сборки двигателей.

Сжимая производство, трансмашевцы одновременно наращивают объемы. За четыре года в полтора раза выросла производительность труда. «Барнаултрансмаш» – не лидер среди предприятий края по уровню зарплаты, но в группе лидеров.

Работая на будущее

Более 90 процентов продукции завода – военного назначения, четверть из которой идет на экспорт в Индию и другие государства. Специфика дизелестроителей такова, что каждым произведенным двигателем они обеспечивают «Барнаултрансмашу» будущее на 10-15 лет вперед, так как мотор в процессе эксплуатации требует ремонтов, модернизаций и прочего. Но сегодня только на новое производство востребованного и дорогостоящего двигателя УТД-29 заказы расписаны до 2019 года.

За 75 лет «Барнаултрансмаш» стал частью Барнаула. Десятки тысяч барнаульцев династиями, поколениями, сменяя друг друга, трудились на легендарном заводе. И, наверное, многие и многие в канун юбилея скажут:

- Я люблю «Трансмаш»!

Текст и фото Василия Каркавина.

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня