Как барнаульские автомобилисты возвращают к жизни старые машины

Как барнаульские автомобилисты возвращают к жизни старые машины

Автор:

Общество, Местные новости

Выставки ретротранспорта становятся одним из заметных событий любого городского праздника, а барнаульских «ретроводов» благодаря ралли Пекин – Париж теперь знают далеко за пределами страны. Кто они, ценители старинной техники?

Тэги: ретро автомобили

Первый «москвич»

- Любители ретротранспорта все немного не в себе, – улыбается барнаулец Алексей Егорычев. Старой техники у Алексея Ивановича немного (на данный момент – лишь одна 21-я «Волга»), но его можно назвать одним из основоположников организованного ретродвижения в городе.

Еще в школе Алексей Егорычев занимался в секции картинга при городском Дворце пионеров, потом уже взрослым увлекся автокроссом, который неожиданно сменил на водно-моторный спорт – было, как оказалось, в краевом ДОСААФ и такое направление, причем весьма успешное. На своем глиссере, выступая на соревнованиях по всей стране, Егорычев побеждал в чемпионате СССР, на спартакиадах народов союзных республик. Из спорта ушел, когда развалился Советский Союз. А ретротехникой увлекся относительно недавно, в начале 2000-х.

- Первым моим, а точнее – нашим, ретроавтомобилем был «Москвич-407» соседа по гаражу. Когда тот умер, родственники собрались машину продавать. Цена была невысокая, состояние хорошее. С Сергеем Поспеловым, с которым вместе занимались автокроссом (сейчас Поспелов – заместитель председателя Алтайской федерации автоспорта, курирует ретронаправление. – Прим. авт.), купили, отреставрировали в 2005 году. И постепенно выяснили, что уже в те времена ретролюбителей в городе было много, только все были сами по себе. С Поспеловым и Евгением Смирновым, еще одним моим другом по автокроссу, стали организовывать пробеги, встречи автолюбителей.

Семейное дело

Увлечение Егорычева машинами переняла и его дочь Елена. Более того, год назад нежданно-негаданно она стала участницей ралли «Пекин – Париж», заменив в новозеландском экипаже одну из девушек, выбывшую из-за травмы. Но сама Лена до восстановления ретромашин еще не дошла. При этом в Барнауле немало тех, для кого подобное хобби стало семейным делом. Владимир Полянский смог увлечь этим двоих сыновей и внука. И теперь каждый отвечает за отдельное направление: сам – за технику военных лет, внук – за мотоциклы, сын Олег – за «Волги» и «Победы». Сейчас в коллекции Полянских пять машин на ходу, еще несколько – на восстановлении. Одна из них – «Победа».

- Давно ее искал, купил по объявлению в Барнауле, – рассказывает Олег Полянский. – Год поездил по выставкам, потом решил, что нужно капитально реставрировать. И вот она год в работе, кузов готовится к покраске.

Есть в их коллекции и несколько редких мотоциклов, например, венгерский мотоцикл «паннония».

Подобная же история произошла и с семьей Давыдик. Глава семейства Василий Васильевич увлек сначала старшего сына Константина, а потом и младшего Андрея. Тот, в свою очередь, передает это дело своему пятилетнему сыну, читая на ночь журнал «Авторевю».

- Отец был завгаром и с этой техникой работал, – говорит Андрей Давыдик. – Старший брат еще застал этот период, сам даже сидел в кабине ГАЗ-51, рулил. Ну а мне увлечение по наследству передалось. Хочется донести людям, что наш автопром делал интересные автомобили.

В коллекции Давыдиков – ГАЗ-51, ГАЗ-69, мотоцикл ИЖ, еще два авто, «Москвич-401» и 22-я «Волга»-универсал в процессе восстановления.

Запчасти в огороде

На то, чтобы вернуть старую машину к жизни, требуется немало сил и времени.

- Если состояние хорошее – около года. Если работ много, особенно кузовных, дело может и затянуться, – рассказывает Олег Полянский.

За работу берется не каждый кузовщик. Это современные авто делать просто – выстучал, зашпаклевал, покрасил. К старой технике подход иной – металл другой, работать тяжелее. К тому же если современную в крайнем случае есть возможность переделать - материалов много, то здесь надо сразу и наверняка. Пойди найди еще раз такую краску. У Олега Полянского свой автосервис, и сколько его мастеров ни бралось за покраску мотоцикла – доделать смог лишь один. «Здесь с душой работать надо», - уверен он.

Вторая сложность – запчасти. На ту же 21-ю «Волгу» их еще можно найти, но со старыми «москвичами» уже сложнее.

- Помогает общение с коллегами по увлечению. А еще дело случая. Однажды приехал клиент в сервис, увидел наши машины, сказал, что у его отца такой же «москвич» был. Приехали к нему – а там новая коробка передач, все резинки, сайлентблоки, – вспоминает Полянский.

Восстанавливать мотоциклы сложнее, а уж грузовики… Барнаульскому коллекционеру Александру Проню, специализирующемуся как раз на большегрузах, однажды двигатель доставали из болота. И ведь достали.

Мечты, мечты...

Главный успех барнаульских «ретроводов» – участие нашего экипажа в 2013 году в ралли «Пекин – Париж». И не просто участие, а призовое место. Планировали наши поехать и в 2016-м, свою «Волгу» Алексей Егорычев приобретал и реставрировал как раз с прицелом на этот проект, но не сложилось. В 2019 году при участии барнаульцев в ралли примет участие новокузнецкий экипаж на «жигулях» третьей модели.

- Нам бы хотелось на эмке (ГАЗ-М-1. – Прим. авт.) однажды поехать. Есть модификации, которые бы этот путь осилили. Найти бы их. Бывает, знаешь, что у кого-то она есть, просишь продать, но нет – говорит, что сам будет реставрировать. И вот она гниет у него в огороде десятилетиями, - рассказывает Егорычев.

Сейчас всю эту технику организованно можно увидеть лишь на выставках. «Волга» Егорычева стоит у него в гараже, техника Полянских – в их сервисе, Давыдиков – где-то в ангаре, еще у одного известного коллекционера Геннадия Шавшина – в гараже организации, которой он руководит. И так почти у всех коллекционеров – либо в гаражах, либо на предприятиях.

Есть у Алексея Егорычева еще один «москвич» – 400-й, совсем уж раритет. Машина была в очень плохом состоянии, но уж какую нашли. Реставрировали ее долго. Сейчас этот уникальный экземпляр находится в новокузнецком музее ретротехники, который организовал крупный местный бизнесмен Александр Говор.

- Отдавать «москвича» не жалко, там его все видят. А у меня стоял бы в гараже, ездил бы редко. Это ведь машина далеко не на каждый день.

Вот и барнаульские автомобилисты мечтают о том, что и в Барнауле когда-то появится музей ретротехники. Чем его наполнить – найдется точно.

Фото Ярослава Махначёва.

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня