Как защититься от навязчивой телефонной рекламы

Как защититься от навязчивой телефонной рекламы

Автор:

Общество, Местные новости

Наверное, всем известно, что такое рекламные звонки, какие они навязчивые и надоедливые. Знаю об этом и я. Свой номер я не меняла больше десяти лет, и такое ощущение, что он по умолчанию есть во всех возможных базах кол-центров.

Тэги: телефонная реклама

Сама виновата?

Мобильный телефон, как дверь с плохим замком, когда кто угодно может найти к нему ключ. А узнать номер того или иного абонента сегодня вообще не проблема – достаточно оставить свои координаты хотя бы раз в неблагонадежном месте или заполнить где-то анкету – и все, вы попали в базу потенциальных клиентов самых разных фирм, которые будут слать сообщения или звонить.

- Елена Александровна? Мы приглашаем вас на бесплатный сеанс похудения.

Именно с таким предложением обратились ко мне сотрудники известного в нашем городе частного центра. Лишним весом я не страдаю, поэтому информацией не заинтересовалась, но как попали мои личные данные в базу этого центра, стало очень даже любопытно.

- Контакт оставил один из клиентов, скорее всего, ваш знакомый, – корректно ответила девушка и настойчиво уточнила, на какое время меня записать в клинику.

Все мои попытки узнать имя знакомого не увенчались успехом. На том и завершился диалог. Забыли. Но нет, через два дня милая девушка из той же фирмы вновь предложила свои услуги. На мою просьбу вычеркнуть номер из базы обзвона сотрудница вежливо сказала, что непременно это сделает, а через два дня все повторилось: «Может, все-таки похудеем?».

Действительно, похудеешь тут от такой навязчивости… Звоню в клинику сама. Сотрудница по имени Анна сочувственно вздыхает (научили, что ли?). Да, она извиняется за беспокойство, но все вопросы к другу, который оставил мои координаты. Кто этот друг?

- У меня таких данных нет, да и вообще сложно выяснить, кто этот человек, – добродушно пропела Анна.

Интересно, мои личные данные кто-то сливает, а его имя остается за семью печатями? Понимая, что я так просто не отстану, Анна переводит на администратора Ирину (фамилии почему-то в этой клинике не называют). Озвучиваю свою проблему.

- Так ваш номер телефона кто-то оставил в анкете во время социологических опросов, которые мы время от времени проводим у торговых центров, – отвечает Ирина.

- Какой человек? Разве вы можете использовать мои данные без моего разрешения?

- Перезвоните завтра, я непременно найду его имя. Все вопросы к нему и адресуете.

Отлично. Звоню на следующий день. По голосу понимаю, что Ирина вовсе не ожидала меня услышать вновь, ее тон перестает быть доброжелательным.

- К сожалению, не нашла анкеты того человека, видимо, потерялась. Но я вас уже вычеркнула из нашей базы, не беспокойтесь.

- То есть вы незаконно пользуетесь моими личными данными?

- Все так делают. Сейчас любые телефонные базы в продаже имеются.

- А вы знаете, что это грозит штрафом вашей фирме?

- Не докажете, посмотрите в свой кошелек, сколько там дисконтных карт? Много, и в каждом магазине вы дали согласие на получение информации, а также на обработку персональных данных и передачу третьим лицам. Вот и получаете ее.

Берегите нервы!

Действительно, звонки от них больше не поступали. Зато упал «привет» от другой организации, по ремонту пластиковых окон, услугами которой я даже не пользовалась. Позвонила, заставила убрать мой номер и из этого списка рассылки. Тоже обещали, что больше тревожить не будут.

Интересно, а как вообще находят мой телефон другие фирмы, приглашающие меня то седьмую кружку чего-нибудь бесплатно выпить, то взять кредит до конца света, то семинар по поиску богатого мужа посетить.

- Разместила объявление о продаже автомобиля, разумеется, оставила свои координаты – и все, посыпались звонки от спамеров, – рассказывает Алёна Верейкина, жительница Барнаула. – Бороться с этим невозможно, да и нервы тратить порой не хочется, поэтому я просто кладу трубку. Конечно же, при наличии свободного времени можно жаловаться в Роскомнадзор, в УФАС, выяснять законность рекламных рассылок. На это уйдут месяцы, и пока я буду от одной компании добиваться справедливости, появятся другие. Это как со Змеем Горынычем: отрубишь одну голову – вырастут еще три.

Юрист Мария Пахоменко не согласна с такой позицией, отмечая, что на распространение любой рекламы должно быть получено письменное согласие, иначе за рассылку спама фирме грозит штраф до 500 тысяч рублей при условии, что удастся найти отправителя и доказать его вину.

- Этого требует и сам закон о рекламе, – добавляет юрист. – За соблюдением такой нормы следит Федеральная антимонопольная служба.

Действительно, на сайте УФАС по Алтайскому краю можно в режиме онлайн оставить жалобу на навязчивый рекламный СМС-спам. К самой жалобе необходимо приложить доказательство получения СМС-рекламы именно на ваш телефон (электронную почту) – это может быть фотография дисплея телефона с текстом сообщения, либо распечатка электронной почты, или аудиозапись телефонного звонка. Добавить заверенную детализированную выписку от оператора связи, подтверждающую поступление СМС-сообщения или звонка, сведения о хозяйствующем субъекте, рекламирующем свои услуги посредством СМС-сообщений.

Кстати, оставляя заявление на сайте, вам необходимо будет указать и свои персональные данные, а именно: полное имя и номер телефона, а также выразить согласие на передачу ваших персональных данных оператору мобильной связи или третьим лицам – сторонам по отправке СМС рекламного характера, а также правоохранительным органам для проведения оперативно-разыскной деятельности.

Решением проблемы навязчивой рекламы могло бы стать создание специального реестра телефонных номеров. На номера, внесенные по инициативе их владельцев в реестр, запрещались бы любые рекламные звонки и СМС. А компании, нарушившие эти правила, подпадали бы под административную ответственность и облагались бы штрафами. Подобная практика распространена на Западе. Может она появиться и в России.

ФАКТ

По данным УФАС по Алтайскому краю, с жалобой на один из банков обратился житель Барнаула. Клиентом этого банка мужчина не являлся и не давал согласия на получение рекламы по телефону. После разбирательства реклама банка была признана ненадлежащей, организацию оштрафовали на 100 тысяч рублей.

Рисунок Александра Ермоловича.

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня