В иконописной мастерской Барнаула сохраняют древние традиции создания и реставрации икон

В иконописной мастерской Барнаула сохраняют древние традиции создания и реставрации икон

Культура, Местные новости

Правильная реставрация иконы – дело непростое и кропотливое, требующее большого мастерства. Эту работу зачастую сравнивают с монашеским подвижничеством, может, потому и круг умелых реставраторов довольно малочислен.

Тэги: культура, иконопись, реставрация икон

В Барнауле первая и до сего дня единственная реставрационно-иконописная мастерская создана в 2004 году на территории Знаменского женского монастыря. Со временем она сменила прописку и сейчас существует при Алтайской митрополии Барнаульской епархии.

В просторных комнатах мастерской много света. На больших столешницах разнообразие баночек, флаконов и кистей – обычный творческий беспорядок, предназначение помещения выдает лишь обилие икон.

Послушание здесь несут шесть художников-иконописцев и реставраторов, все – женщины. Но на момент встречи с корреспондентом «Вечернего Барнаула» трудилась лишь одна – мать Филофея.

- Большинство сейчас в декретном отпуске, – поясняет заведующий мастерской иерей Святослав Григорьев. – Влюбляются в семинаристов, создают семьи. Правда, иногда приходят в мастерскую на несколько часов, чтобы помогать, скучают без любимого дела.

Мать Филофея, в миру Татьяна Лобанова, покрывает сусальным золотом старую икону. В платке и рабочем халате, с приятной улыбкой, она похожа на радушную хозяйку большого дома с многочисленными домочадцами. Но это не так. В 41 год она стала монахиней Знаменского монастыря. Говорит, всегда мечтала о такой участи, а потому от создания семьи отказалась. Мирская жизнь была осознанной подготовкой к принятию пострига.

Имея светское образование художника, она иногда писала для родного монастыря иконы. А вскоре произошло событие, вошедшее в историю.

Именно монахиня Филофея вырезала в скале на острове Патмос Республики Алтай фигуру Богородицы с младенцем. Не имея опыта работы со скульптурой больших форм, разбивала твердый камень одна, выполняя задание настоятельницы островного женского монастыря. В общей сложности почти год потребовался ей для создания четырехметрового наскального образа Божией Матери, который теперь посетители острова называют рукотворным чудом. Сама же монахиня относится к своему деянию просто – это пример послушания.

После стажировки в Тобольской православной духовной семинарии, где мать Филофея изучала каноническую живопись, иконографию и реставрацию, вся ее жизнь непосредственно связана с мастерской.

Тонкая работа

В основном на Алтай иконы привозили переселенцы. Самые древние, встречающиеся в Барнауле, относятся к концу XVII века. Но чаще всего на реставрацию приносят иконы, созданные в середине XVIII века и позже, как правило, сильно поврежденные – с глубокими трещинами, выбоинамиМонахиня Филофея более десяти лет несет послушание в иконописной мастерской. на ликах и даже фрагментированные. Восстановление их первоначального вида проходит в несколько этапов: доски укрепляют специальными составами, трещины заполняют клеем, красочный слой очищают от загрязнений, затем дописывают утраченные фрагменты.

- Работа реставратора похожа на врачевание, даже инструменты у нас медицинские – шприцы, скальпели, пинцеты, пользуемся аптечными препаратами, антисептиками. Бывает, требуется несложная реставрация, но иногда люди приносят иконы, от которых практически ничего не осталось. Вот эта изъедена жуком-древоточцем – мать Филофея демонстрирует темно-коричневую доску с обломанными краями, задняя поверхность которой напоминает сито из-за большого количества мелких дырочек. – Такие иконы реставрируем очень долго. Три месяца требуется только на вымораживание паразитов, потом доску нужно довести до состояния написания, то есть полностью восстановить ее целостность. При сильных повреждениях это трудно, процесс почти ювелирный, когда, например, в мелкие внутренние разломы клей подводится через тонкие иглы.

Как правило, на таких досках изображение полностью или почти утрачено. Его воссоздают, если известно хотя бы название иконы.

- Определяем век, автора, школу, находим образец и по нему пишем. Если никакой информации об иконе нет, на старой доске пишем новую. Такая практика существует издавна. Мы встречаем иконы, где доска на 100-200 лет старше изображения, – поясняет мать Филофея. – К сожалению, бывает, что икону приходится утилизировать, например, когда она сильно обожжена. Но всегда используем шанс сохранить то, что было, особенно если это музейная или ценная икона.

Из глубины веков

В мастерской не только реставрируют, но и пишут иконы, в основном для храмов. По словам иерея Святослава Григорьева, работают с соблюдением древних традиций.

- Для доски используем местный кедр, сосну, липу, которые определенным образом склеиваются. На готовую доску наклеиваем специальную ткань – паволоку, а сверху наносим левкас – грунт, состоящий из мела, замешанного на мездровом (животном) клее. Левкас наносится тончайшими слоями, иногда до 50 раз, после высыхания поверхность полируется до состояния зеркальной гладкости. Далее на доску переносится рисунок, прорисовываются одежды и детали образа – от более крупных к мелким. И только после этого иконописец приступает к работе над ликами.

Стилей написания много – катакомбная роспись, византийское письмо, иконопись эпохи Андрея Рублёва, более современные школы. В каком стиле иконописцу удобнее или нравится работать, тот он и выбирает. Образцом для канонического изображения лиц и событий служат иконописные подлинники. В них приводятся рисунки, описание внешности каждого святого и его одежд. Часто иконописцы выезжают в музеи, изучают цвет, тона, линии старинных икон, чтобы воспроизвести их при создании похожего образа.

- Древние иконописцы использовали органические краски, замешанные по особым рецептам. Ту же технологию сохраняем и мы, – продолжает рассказ заведующий мастерской. – Основой для изготовления красок служат натуральные пигменты – малахит, аурипигмент, лазурит, азурит, охра, киноварь. Сначала камни разбивают молотком, потом в ступе растирают до порошкообразного состояния и замешивают на яичной эмульсии. Такая краска не выгорает и не тускнеет со временем. Готовое изображение покрывается натуральной олифой. В среднем работа над небольшой иконой длится примерно месяц.

Постом и молитвой

Икона может быть сделана только «чистыми руками». Еще в 1551 году Стоглавый собор предписал иконописцу соблюдать правила нравственности: ему должно быть «смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещатися, и исповедыватися, и по их наставлению и учению житии в посте, молитве и воздержании со смирением» (43 гл. Стоглава).

- Это верно, – подтверждает иерей Святослав Григорьев. – Наши мастера – люди воцерковленные, соблюдающие таинства православной церкви – пост, молитву, исповедь, причастие. Человек, пишущий невидимый духовный мир, должен как можно меньше привносить своего, личностного, только тогда икона получается «чистой» и молитвенной. Самая важная задача иконописца – не питать свою гордыню, а сделать работу хорошо и отправить ее в мир.

СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕГО БАРНАУЛА»

Иконописцами-реставраторами барнаульской мастерской написаны иконостасы для часовни Святого Благоверного Александра Невского и Храма Благовещения Пресвятой Богородицы, разработаны эскизы витражей в Покровском кафедральном соборе, отреставрированы иконы для многих храмов Алтайской епархии.

Текст и фото Лады Суворовой.

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня