В Барнауле начал работу первый в Сибири центр детского научного и инженерно - технического творчества

В Барнауле начал работу первый в Сибири центр детского научного и инженерно - технического творчества

Образование, Местные новости

В Барнауле начал работу первый в Сибири центр детского научного и инженерно - технического творчества, созданный при поддержке Благотворительного фонда Андрея Мельниченко и Сибирской генерирующей компании.

Тэги: АлтГТУ, центр детского научного и инженерно - технического творчества

Центр рассчитан на 700 учащихся, в этом году набрали 400 ребят, поскольку за лето успели подготовить лишь аудитории для занятий физикой, химией, математикой и техническим творчеством. Они оснащены хорошей мебелью и лабораторным оборудованием самого высокого уровня. Ежегодно по соглашению с Фондом оснащение Центра для проведения занятий, исследований и конструкторских работ ученых с детьми будет продолжаться. Средства на это выделены серьезные.

Сошлись интересы

Созданию Центра предшествовал ряд встреч, во время которых руководители Благотворительного фонда Андрея Мельниченко знакомились с преподавателями АлтГТУ и изучали работу, которую университет проводил со школьниками.

- В Алтайском техническом университете давно поняли, что без ранней, очень серьезной подготовки детей в области естественных наук получить хороших абитуриентов, а в перспективе – сильных инженеров и ученых, практически невозможно, – рассказывает Николай Белоусов, декан Николай Белоусов считает, что талантливых инженеров необходимо воспитывать с детства факультета довузовской подготовки АлтГТУ. – За последние десятилетия в системе образования произошло снижение уровня естественно-научной подготовки. Заметно сократились связи между школами и преподавателями вузов, в том числе в области практических и исследовательских работ по физике, математике и химии. Основной упор стал делаться на гуманитарное образование.

Мы своими силами пытались хоть чуть-чуть изменить ситуацию: проводили научные десанты и олимпиады для школьников по естественно-научным дисциплинам, организовывали городские и региональные фестивали науки, два года назад создали Центр занимательных наук и физико-техническую школу, чтобы школьники могли углубленно изучать эти предметы.

Наши проекты впечатлили учредителей Фонда, и мы получили предложение на базе университета создать краевой центр по ранней естественно-научной и технической подготовке детей.

- Мы давно о таком мечтали, – поддерживает разговор Ольга Андрухова, директор центра «Наследники Ползунова». – Идею организации дополнительных углубленных занятий со школьниками по комплексу точных и технических наук обсуждали с коллегами начиная с 2003 года. Активно работали в этом направлении. Так что, по сути, на момент встречи в университете сформировалась сплоченная команда единомышленников, не просто заинтересованная в работе с детьми, а желающая добиваться результатов. Это и увидел исполнительный директор Фонда Александр Чередник.

Сейчас Центр начал работу как региональный, в перспективе ему может быть присвоен статус сибирского, в котором будут проводиться конкурсы, олимпиады и конференции школьников из регионов присутствия СГК и СУЭК, а также всероссийские конкурсы и олимпиады, которые поддерживает Фонд. Так, 12-14 октября в АлтГТУ состоится финал конкурса «Ученые будущего».

Талантливый расчет

Обучение в Центре бесплатное. Занятия проходят в формате дополнительного образования для учеников 5-11-х классов по программам: математика, химия, физика, инженерия, техническое творчество, теория решения изобретательских задач. По каждой формируется одна-две группы численностью не более 16 ребят.

Все программы Центра рассчитаны на талантливых детей, поэтому назвать их легкими нельзя. Несмотря на это, перед началом занятий пришлось Дизайн-проект помещений Центра разработан выпускниками АлтГТУ проводить серьезный конкурс, поскольку на каждое место претендовали по три ученика.

- В школе мне не хватает нагрузки, там все очень упрощенно. Я хочу обучаться здесь, чтобы потом поступить на химический факультет. Мы занимаемся недолго, но я уже могу оценить: химия, например, очень интересная, я узнал много нового, к тому же педагоги все понятно объясняют, – делится первыми впечатлениями восьмиклассник Сергей Тушаков.

Занятия в Центре ведут преподаватели, научные сотрудники, а также выпускники технического университета, занимающиеся в магистратуре и аспирантуре вуза. Всего здесь будет работать около 25 преподавателей, в том числе 1 доктор наук и 15 кандидатов наук.

- Я считаю преподавание детям важной работой. У многих школьников есть интерес к точным наукам, и его нужно развивать, ведь зачастую интерес является первым признаком одаренности. В школьном классе, где у ребят разный уровень знаний, сделать это крайне сложно. И в этой ситуации именно дополнительные занятия могут принести свои плоды, – считает кандидат физико-математических наук, преподаватель центра «Наследники Ползунова» Александр Киркинский.

Помимо углубленного изучения естественно-научных дисциплин и инженерных наук, в Центре будут созданы группы по подготовке к олимпиадам. В ближайших планах преподавателей подготовить ребят к участию в научно-практических мероприятиях и конференциях муниципального, регионального, российского и международного уровней.

Открытые перспективы

Для всех учащихся Центра наряду с фундаментальной научной подготовкой по выбранному профилю обязательно участие в проектной и исследовательской работе, как индивидуальной, так и групповой.Наследники Ползунова

Сведения об успехах детей за весь период обучения будут собираться в досье. Это результаты экзаменов и практических работ, информация о победах в олимпиадах и конкурсах, об участии в выездных научных мероприятиях и другом. Важной является и оценка работы детей педагогами Центра.

Наиболее талантливым детям Благотворительный фонд Андрея Мельниченко обещает выплачивать стипендии для обучения в выбранных ими вузах. А в дальнейшем, возможно, и привлекать их к работе в компаниях – учредителях Фонда – «ЕвроХим», СУЭК и СГК.

- В настоящий момент российские предприятия испытывают потребность в высококвалифицированных кадрах, в частности инженерной специальности. Мы получаем заявки на специалистов самого разного инженерно-технического профиля. Но проблема заключается не только в том, что мы их мало готовим, но и в том, что уровень развития промышленных предприятий не очень высок, зарплата скромная, поэтому наблюдается определенный отток инженеров и ученых с Алтая, – рассуждает Николай Белоусов. – Трудовой миграционный процесс и образует тот самый дефицит кадров, а в ряде территорий края, в частности в Бийске и Рубцовске, он острейший. Поэтому свою задачу – чтобы больше ребят после эпохи тотальной гуманитаризации снова обратили внимание на глубокую, серьезную подготовку в области физики, химии, астрономии, технического творчества – мы осознаем и стараемся внести свой вклад. К счастью, осознание необходимости подготовки инженерных кадров происходит не только у нас, а практически по всей стране, и мы видим, что ситуация начала меняться в лучшую сторону.

СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕГО БАРНАУЛА»

Проект создания центра «Наследники Ползунова» реализован Благотворительным фондом Андрея Мельниченко, Сибирской генерирующей компанией и АлтГТУ в рамках основного проекта Фонда – программы поддержки одаренных школьников в регионах присутствия компаний «ЕвроХим», СУЭК и СГК. Всего, согласно программе, в России будет создано порядка 30-35 подобных центров.

Текст и фото Лады Суворовой.

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня