На экраны российских кинотеатров выходит фильм, снятый оператором с Алтая

На экраны российских кинотеатров выходит фильм, снятый оператором с Алтая

Автор:

Культура, Местные новости

12 октября в российский прокат выйдет фильм-триумфатор минувшего «Кинотавра» – «Аритмия» режиссера Бориса Хлебникова. Над этой кинолентой работал известный оператор Алишер Хамидходжаев, который с недавних пор – житель Алтая, а точнее, села Бобровка.

Тэги: кино, фильм

Без спецэффектов

На счету Алишера Хамидходжаева – режиссера, ярко заявившего о себе в кинодокументалистике, немало и игровых лент, ставших знаковыми в последнем десятилетии. Это фильмы «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего, «Сказка про темноту» Николая Хомерике, «Жить» Василия Сигарева, «Братья Ч» Михаила Угарова и многие другие. Одна из последних его работ – кинолента «Аритмия», которая, как говорит сам Алишер, снята про людей и для людей. Говорят, что замысел этого фильма родился из анекдота про молодую пару, собравшуюся было разводиться, но из-за совместно приобретенной жилплощади решившую с разъездом повременить. Однако потом история эта стала обрастать подробностями, видоизменяться, а вместе с тем приобретать совсем иную, чем изначально задумывалось, жанровую окраску.

- Это кино, рассказывающее про врача скорой помощи (его блестяще исполняет Александр Яценко, которого критики уже успели сравнить с Янковским из «Полетов во сне и наяву» и Хабенским из «Географ глобус пропил») – человека вроде как пьющего, но хорошо знающего свое дело, - рассказал оператор фильма. – В итоге получился некий демиург от медицины, но вместе с тем человек очень живой, искренний и всем понятный,Алишер Хамидходжаев вызывающий неподдельное сочувствие. И я вдруг осознал, как давно в нашем кинематографе не создавались фильмы про людей труда. А ведь это так важно. Но для того, чтобы взяться за такой материал, нужно остро чувствовать время. И у Бориса Хлебникова это получилось.

До «Аритмии» с Борисом Хлебниковым Алишер был знаком лет пятнадцать. И когда в 2016 году режиссер предложил оператору поработать вместе над новым проектом, оба подивились, почему же раньше их не сводила судьба.

- Тогда мы решили сделать то, чего раньше никогда не делали: он в своей сфере, я в своей, – делится Алишер. – И, как мне кажется, у нас получилось, причем без всяких спецэффектов. Лично мне было очень приятно работать вместе с Борей – человеком очень талантливым, глубоким, думающим. Если ты испытываешь доверие к тому, что делает режиссер, то невольно становишься соавтором картины, и в этом – залог ее успеха. Ведь это взаимопонимание, ощущение общности на съемочной площадке очень важно для конечного результата. А в нашем случае в едином порыве работали все без исключения.

Как считает оператор, вероятно, поэтому «Аритмия» произвела столь сильное впечатление на критиков «Кинотавра». После просмотра конкурсной картины зал аплодировал стоя минут пятнадцать. Такого Алишер Хамидходжаев – неоднократный участник различных кинофестивалей и кинофорумов – не видел никогда. В итоге – Гран-при, приз за лучшую мужскую роль и приз зрительских симпатий «Кинотавра», а также приз за лучшую мужскую роль Международного кинофестиваля в Карловых Варах.

Здесь легко дышится

Вот что интересно: когда выбирали претендента на кинопремию «Оскар» от нашей страны, то в качестве одного из конкурентов ленты Андрея Звягинцева «Нелюбовь» рассматривали и «Аритмию». Кстати, у этих столь разных фильмов есть немало общего – оба они про любовь, про развод и даже про пресловутый квартирный вопрос (в обеих лентах герои не могут разъехаться).

- Наш фильм мы снимали на окраинах Ярославля, – рассказывает Алишер. – И это не случайно, ведь, работая в провинции, ты всегда имеешь дело с другой атмосферой, совсем другим материалом, иными лицами, нежели в столицах. И этот воздух, эта наполненность очень важны для оператора. Причем заранее никогда не знаешь, откуда все это брать, из чего ткать эти кружева. Ведь операторская работа – сплошная импровизация. Но и она ничто без вмешательства сил свыше. Так, в «Аритмии» во время съемок машины скорой помощи вдруг в камеру случайно попала сидящая на скамейке бабушка. И она настолько идеально вписалась в канву сюжета, что в отзывах о фильме многие упоминают именно ее, ниоткуда взявшуюся. Эта бабушка привнесла настроение в кадр, сделала его запоминающимся.

Алишер уверен, что сегодня не так важно жить в Москве или Санкт-Петербурге для того, чтобы участвовать в крупных кинопроектах. Съемки занимают в среднем три-четыре месяца, после чего идет работа над отснятым материалом, во время которой оператору присутствовать не обязательно.

- И тогда я приезжаю сюда, где мне хорошо, легко дышится, – говорит Алишер. – Вообще, я всегда призываю снимать кино вот в такой прекрасной провинции, где другого качества природа, люди вокруг. Но, увы, подобные кинодесанты сегодня обходятся довольно дорого.

СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕГО БАРНАУЛА»

Из Барнаула родом жена оператора Людмила Дюпина – художник-постановщик таких известных кинолент, как «Волчок», «Жить», «Сказка про темноту», «Другое небо», «Школа»… Сам Алишер Хамидходжаев помимо «Аритмии» недавно поучаствовал в качестве оператора в съемках еще одной картины – фильма Алексея Федорченко «Война Анны», рассказывающем о холокосте через историю шестилетней еврейской девочки, чудом выжившей во время массового расстрела.

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня