Березовые ситцы

Березовые ситцы

Автор:

Социум, Местные новости

Ткани, созданные по рисункам алтайских художников по текстилю, представляют собой уникальную часть общероссийского культурного наследия/

Тэги: 80 лет Алтайскому краю, конкурс

Вторая половина XX века стала временем рождения и расцвета особой плеяды алтайских мастеров – художников по текстилю, которые и сегодня удивляют мир своим живописным богатством.

Энергетика творчества

Барнаульский хлопчатобумажный комбинат. Еще недавно – одно из крупнейших текстильных предприятий Сибири… А сердцем, гордостью его в 60-80-е годы прошлого столетия, конечно же, была художественная мастерская, созданная Глебом Белышевым. Он, прошедший дорогами Великой Отечественной войны, имеющий опыт работы профессионального художника на текстильных предприятиях города Иванова, в 1962 году был приглашен в Барнаул на строящуюся отделочную фабрику. Из разных уголков страны прибыли сюда и те, кто стоял у истоков мастерской: супруги Наталья и Владимир Михайловы, Тамара Рымаренко, Софья Игумнова – жена и соратница по труду Глеба Александровича. Всего шесть художников за первые десять лет создали свыше 740 рисунков. Предприятие получило возможность выпускать яркие, красочные ткани, которые пользовались неизменным успехом во многом благодаря многоцветным, талантливо выполненным рисункам.1964 г. В художественной мастерской ХБК Софья Игумнова, Наталья и Владимир Михайловы, Глеб Белышев и Константин Шеломанов обсуждают очередной крок.

Утверждались эскизы на художественном совете, куда приглашались не только члены худсовета, но и представители барнаульского Дома моделей, зачастую с показом готовых изделий из предложенных тканей с новыми рисунками. Работ, получивших оценку «отлично», было, как правило, большинство.

Сотрудничали наши текстильщики и с модельерами других городов: Новосибирска, Кемерова. Это была единственная за Уралом художественная мастерская. Слава о ней пошла не только по нашей стране, но и далеко за ее пределы. Кроки барнаульских текстильных художников занимали ведущие места на смотрах, конкурсах, на крупных выставках в Париже, Лейпциге, Брюсселе. В мастерской рождались оригинальные тканевые рисунки и расцветки для женских, детских (особо востребованных в силу отсутствия таковых) изделий, мужских сорочек, многих предметов домашнего обихода из ситца, сатина, сорочечной ткани, мадаполама…

Это было особое место на комбинате. Привлекало оно своими просторными помещениями (рядом с мастерской находилась так называемая образцовая, где были представлены образцы всех тканей, выпускаемых в отделочном производстве), огромными, во всю стену, от потолка почти до пола окнами, множеством картин, скульптур, цветов. В этом эпицентре творчества царила атмосфера радушия, доброжелательности, внимания к тем, кто здесь трудился или просто заходил на огонек либо по делу. Люди творческие, наделенные талантом, художники, казалось, излучали тепло и радость каждый в отдельности и все вместе, заряжая своей энергией и оптимизмом. И тон этот задавал руководитель мастерской Глеб Белышев.

Любимые розы

Berezovye-sitcy Не одно поколение художников воспитал этот человек. Внешне неприметный, не обладающий ни громким голосом, ни могучей статью, он привлекал своей одержимостью: часами мог рассказывать своим чуть окающим ивановским говорком, сохранившимся до самого конца его жизни, о своем любимом детище – искусстве создания рисунков на ткани, акварелей, пейзажных зарисовок. Человек не просто одаренный, а влюбленный навсегда в мечту о прекрасном, он сохранил свою работоспособность до последних своих месяцев. В любую погоду, будучи далеко не молодым, в сопровождении внука совершал прогулки на природу и стремился передать свое видение пробуждения природы весной или осеннего ее умирания в своих скромных акварельных зарисовках. Известно, что больше всего Глеб Александрович любил рисовать розы. Их в его акварелях, кроках, картинах многие десятки. И ни одну нельзя назвать копией другой. Двух одинаковых просто нет. Создатель декоративно-прикладного искусства в рисунках для тканей на Алтае, он навсегда вошел в его историю.

Школа Белышева

Глебу Александровичу нынешним летом исполнилось бы 95. Но больше года назад его не стало. Тем более ценно, что память об этом замечательном человеке сохранилась и после ухода его из жизни. Выставка «Сказ об алтайских ситцах», работающая до 6 сентября в Арт-галерее Щетининых, посвящена 95-летию со дня рождения заслуженного художника России Г.А. Белышева. На ней представлены работы самого художника и его последователей и учениц: Татьяны Дедовой, Натальи Драничниковой, Ирины Щетининой. Ткани, кроки, багеты, графика, живопись – все это результат творческого труда этих художников. Их не так уж много в небольшом уютном зале арт-галереи. Но в каждой из них – кусочек истории, красоты, жизни. Вот знаменитые белышевские «Розы», пастели «Дары осени» и «Камин с сухоцветами» Татьяны Дедовой, золотая хохломская роспись на ткани «Русь» и «Подсолнухи» Ирины Щетининой, новомодные батики, исполненные этими талантливыми художниками, прелестные в своей скромности, таинственности кроки Натальи Драничниковой. На комбинате была замечательная традиция – выпускать памятные сувенирные изделия. Во многих домах еще сохранились фартуки, салфетки, полотенца, календари, платочки, посвященные событиям в истории страны, города, комбината. И здесь, на выставке, украшением является «Приглашение на чай», «Посвящается 250-летию Барнаула», календарь-гороскоп, «ХБК – 30 лет».

Это лишь одна из страниц замечательной истории нашего города, края, страны, о которой рассказывает скромная рядовая выставка. Она напомнила о том, как важно хранить память о каждом, кто создавал своими руками славу Алтая. Не умея ценить наше прошлое, невозможно иметь ни настоящего, ни будущего.

P. S. Выставка работает до 6 сентября по адресу: пр. Социалистический, 78.

СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕГО БАРНАУЛА»

Этой публикацией мы начали знакомство с эссе, присланными на конкурс «Любимый город – любимый край», посвященный 80-летию Алтайского края. До 6 сентября вы можете присылать свои эссе по электронному адресу: info@barnaul-media.ru, отправлять по почте: 656010, г. Барнаул, пр. Ленина, 110, или приносить в редакцию (кабинет № 7).

Галина Лощина.

Фото предоставлено Арт-галереей Щетининых.

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня