Вместе с краем свое 80-летие отпразднует человек театра Таисия Фарманова

Вместе с краем свое 80-летие отпразднует человек театра Таисия Фарманова

Автор:

Культура, Местные новости

Всю свою жизнь Таисия Фарманова посвятила театру. Проработав художником-бутафором, а потом и заведующей постановочной частью, сегодня она как никто другой знает, как делаются спектакли и что стоит за трудом сотрудников театральных цехов…

Тэги: Таисия Фарманова, театр, 80 лет Алтайскому краю

Глядя на эту миниатюрную женщину, вовсе не подумаешь, что ее руки способны сделать податливым любой материал, вплоть до металла. Таланту Таисии Гургеновны смастерить из ничего нужный реквизит даже во времена тотального дефицита удивлялись художники и режиссеры многих советских театров. Вероятно, поэтому в свое время ее даже пытался переманить к себе «Мосфильм», но не вышло – покинуть театр она не могла, слишком была к нему привязана...

Вещественные иллюзии

Жизнь столкнула ее с театром не сразу. Родилась Таисия Гургеновна в Краснодарском крае. Когда ей было четыре года, под бомбежкой погибла мать, и ее вместе с дедушкой и бабушкой увезли в Германию, в Шверин. На родину семья вернулась лишь в 1947 году. И если бы не работающие в НКВД родственники, с такой биографией Колымы Таисии Фармановой было б не избежать.

- К тяжелой жизни я привыкла с самого детства, – вспоминает она. – Вернувшись из Германии, мы некоторое время жили в землянке, потом – у бабушкиного брата в конюшне в сплошной нищете… Поэтому работать я пошла рано – сначала в артель «Кожевник», потом в артель «Обувщик», а затем и на обувную фабрику, где мы клеили болотные сапоги. Но все это время я словно себя искала и не могла найти. Пока не попала в краснодарский театр кукол. Здесь я почувствовала: это мое. Я хорошо рисовала, а после курсов кройки и шитья могла еще и довольно неплохо кроить, шить и моделировать одежду. В этом театре меня заприметил бутафор местной оперетты Алексей Коверко. Сначала он попросил меня помочь с декорациями, а потом позвал на постоянную работу бутафором.

Как признается Таисия Гургеновна, ей всегда было интересно узнать: как на сцене рождается целый мир, с помощью каких костюмов и декораций? При этом она никогда не мечтала быть актрисой, ее вдохновляло другое – создание вещественных иллюзий. И постепенно в этом деле она достигла небывалых высот.

- Гуляя по городу, высматривала проволоку, всякий хлам, а мимо помоек вообще пройти не могла, – смеется Таисия Гургеновна. – А однажды в «Цветчермете» я приобрела штук 20 самоваров и тут же поняла: в бутафории это просто незаменимая вещь. К примеру, ножку от самовара можно легко превратить в светильник, нанизав на нее плафон, а самоварную крышку использовать как кадило. Сама емкость, если от нее отрезать ручки, сойдет за ведерко под шампанское… В общем, работа бутафора требовала невероятной изобретательности, ведь в магазинах в ту пору не было ничего.

Любовь к металлу

Прежде чем попасть в Барнаул, Таисия Фарманова набралась опыта в театрах Кишинёва, Свердловска и Запорожья. В один из них на гастроли и прибыл Алтайский краевой театр драмы, который очень нуждался в бутафоре. И в 1974 году Таисия Гургеновна отправилась в Сибирь, в город, о котором прежде никогда не слышала.

- Огромное впечатление произвело на меня новое здание Драмтеатра, отстроенное за год до моего приезда, – делится она. – Ведь весь интерьер – все эти великолепные люстры и витражи, сделанные в Гусь-Хрустальном, потолочные росписи – создавались конкретно для этого театра. К тому же в 1970-е годы в городе наблюдался небывалый подъем театральной жизни. Директором алтайской Драмы был Леонид Трухин, режиссерами – Владимир Чертков, Василий Богомазов, Владимир Марин. Довелось мне поработать и с художниками, приглашенными из Москвы (это и Окунь, и Ставцева, и Эпов). Именно их эскизы мне приходилось воплощать в жизнь.

И делала это Таисия Гургеновна всегда с фантазией. Однажды, находясь в Москве на курсах повышения квалификации, ей удалось побывать практически во всех театральных мастерских столицы. Именно там ее всерьез заинтересовала работа с железом. Постепенно она научилась подчинять его себе, освоила приемы работы с этим материалом. В итоге театральные постановки стали наполняться металлическими декорациями собственного производства – люстрами, подсвечниками, мечами, шлемами. За эту особую любовь к металлу Таисию Гургеновну прозвали в театре «железная леди». Но были люди, которые связывали это прозвище с железным характером этой маленькой женщины. Стоит ли говорить, что ее твердость и настойчивость прежде всего проявлялись в работе. Ведь здесь, будучи заведующей постановочной частью, Таисия Гургеновна должна была организовать деятельность всех театральных цехов.

- А ведь еще нужно было постоянно взаимодействовать с предприятиями и организациями города, поставляющими нам ткань, пиломатериалы, – рассуждает Таисия Гургеновна. – Причем в то время многое решал блат – личные знакомства с поставщиками. Требовалось ориентироваться и в альтернативных материалах (к примеру, вместо шерсти в «Детях Арбата» мы использовали кирзу, которая прекрасно держит форму, легко красится).

Уволившись из Краевого театра драмы в 2000 году, Таисия Гургеновна посещает его очень редко – слишком трудно ей мириться с режиссерскими прочтениями любимой классики. Сегодня Таисия Фарманова работает в Театре музыкальной комедии билетером. И, как говорит она, совершенно счастлива, ведь главное для нее – находиться в стенах театра. Бывает, что сотрудники цехов обращаются к ней за советом. Ведь кто, как не она, является хранителем бутафорских тайн...

КСТАТИ

Таисия Фарманова является почетным дарителем Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. В дар музею она преподнесла 1200 экспонатов (в том числе афиш и театральных открыток, документов, связанных с историей театра).

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня