Барнаульский коммунальный Новый мост служит городу и региону уже два десятка лет

Барнаульский коммунальный Новый мост служит городу и региону уже два десятка лет

Автор:

Социум, Местные новости

Кажется, что он был всегда. Представить пейзаж речного вокзала без красавца моста просто невозможно, настолько органично он вписался в нашу современную жизнь. Напомним, объект был сдан в эксплуатацию 20 лет назад, 27 июля.

Тэги: история Алтайского края, история Барнаула, новый мост через Обь

Начало начал

Решение о строительстве коммунального моста через Обь было принято с легкой руки Гейдара Алиева в 1985 году. Тогда Алиев был первым заместителем Председателя Совета министров СССР и находился с визитом в Алтайском крае. А вот история строительства Нового моста началась в далеком 1971 году, когда была достигнута максимальная пропускная способность старого коммунального моста – 9 тысяч автомобилей в сутки. Старый мост соединял город с правым берегом Оби, где находилось множество колхозов и совхозов, и в период осенней уборки мост «стоял» из-за колоссальных пробок по часу. Тогда стало ясно, что необходимо строительство новой магистрали через реку, чтобы разгрузить движение.

Изначально краевые власти рассматривали три варианта расположения моста: за пределами города в районе Гоньбы; как продолжение начала улицы Молодёжной и третий вариант, который, собственно, и был реализован. Этот маршрут давал возможность транспорту выходить за черту города, практически не захватывая территорию Барнаула, что, несомненно, привело к снижению количества пробок и выхлопных газов.

Инженерно-геодезические работы по изучению почвы, рельефа поймы Оби велись пять лет, начиная с 1985 года, а с 1987 года начали сносить ветхое жилье на берегу, строить базу для мостоотряда.Barnaulskij-kommunalnyj-Novyj-most-sluzhit-gorodu-i-regionu-uzhe-dva-desjatka-let1

- В 1990 году я, будучи еще студентом новосибирского института, был на речном вокзале, видел, как зарождается стройка моста и страшно хотел в ней поучаствовать, – вспоминает Андрей Лавренов, начальник отдела мостов КГКУ «Алтайавтодор».

Через год, окончив учебу, молодой специалист устроился в «Мостоотряд № 96». Стройка в начале 1990-х двигалась медленно, администрация края урезала финансирование, а возводить мост нужно было дальше, ведь строители начали сооружать опоры. В 1992 году в Барнаул прибыл Борис Ельцин. Здесь, на берегу Оби, он дал обещание, что средства на завершение строительства будут выделены из государственного бюджета.

Как гласит легенда, президент Российской Федерации подписал акт прямо на спине у губернатора Алтайского края Владимира Райфикешта, правда, официального подтверждения этому найти не удалось.

Экспериментальная площадка

Уже тогда было ясно, насколько это уникальный проект не только для нашего края, но и в целом для России. Именно здесь было впервые реализовано порядка 200 новейших разработок, которые с тех пор вошли в учебники по мостостроению.

Много энергии и усилий затратил Владимир Германенко, работавший в то время заместителем главы администрации Алтайского края, Виктор Мищенко, второй секретарь Алтайского крайкома КПСС, Владимир Баварин, глава Барнаула, и его заместитель Игорь Перемазов, Владимир Акильдин, директор «Мостоотряда № 96», Александр Савченко, заместитель начальника по строительству ГУП «Алтайавтодор».

Главным инженером проекта назначили Татьяну Митькевич. Лауреат двух государственных премий за строительство мостов, она родилась в столице в семье русского интеллигента. А в 1956 году Татьяна Леонидовна окончила Московский институт инженеров транспорта по специальности «мосты и Barnaulskij-kommunalnyj-Novyj-most-sluzhit-gorodu-i-regionu-uzhe-dva-desjatka-let3 тоннели», получив совсем не женскую профессию. В Барнауле ее работа вызывала уважение и у строителей, и у проектировщиков, которые за глаза называли ее Птичкой-Невеличкой. Она присутствовала при рабочем открытии Нового моста в июле 1997 года, а через год ее не стало.

Шесть лет продолжалось строительство Нового моста. Работа велась в довольно тяжелых условиях. В одной смене трудилось от 50 до 100 рабочих, днем и ночью, зимой и летом.

Ставились опоры – всего девять штук, внутри каждой пустота. Сложно представить, с какой мощностью работали насосы, чтобы осушить сердцевину опоры, которая стоит в реке.

- Самое интересное у нас началось при переходе с первой на вторую опору, – вспоминает Андрей Лавренов. – Пролетное строение из-за ветровой нагрузки стало раскачиваться вверх-вниз, причем колебания доходили до двух метров в высоту. Помню, мы тогда оперативно примкнули его
тросами к опоре, не допустив поломки, и стали ждать решения проектировщиков. Прошло не меньше пяти месяцев, пока ученые решили эту проблему, только после этого мы продолжили строить мост.

Крупнейшая стройка

Очень многое приходилось менять по ходу продвижения работ – где-то усиливать марку стали, где-то изменять швы, которым уделялось особое внимание. Всего 17 километров швов было выполнено на мосту, и каждый сантиметр осмотрен буквально под лупой, даже мелкий скол устранялся или возвращался обратно изготовителю.

При сооружении опор и надвижке пролетного строения использовались новейшие технические решения. Так, впервые в России проводилась надвижка пролетного строения такой огромной массы, ведь вес моста свыше 13 тысяч тонн. Сборка пролетного строения производилась на левом берегу и двигалась по мере готовности от опоры к опоре. Мощные гидродомкраты толкали пролет, на мосту поддерживали металлоконструкции системы «Шпренгель». Десять метров за одну смену. На протяжении трех лет, круглосуточно, день за днем и ночью, без остановок в выходные дни.

Кстати, обской мост имеет форму дуги. Если присмотреться, то увидеть это можно невооруженным глазом. Середина полотна приподнята по отношению к началу. Именно эта особенность облегчила надвижение основания.

Стройка замирала лишь в период весеннего половодья, когда бунтующая река стремительно скидывала ледовый панцирь.

- Однажды весной как-то необычайно резко поднялась вода, сильное течение развернуло груженую баржу и понесло вниз, – вспоминает Андрей Борисович. – По ходу движения она зацепилась за что-то острое, трещина в дне баржи оказалась большой, и она стала тонуть. Мы успели спасти дорогостоящий подъемник в 100 тонн, перенесли и оборудование с тонущего судна, которое, как «Титаник», со временем разломилось пополам и встало практически вертикально. Помню, баржу долго спасали речники, но безрезультатно, потом она все же легла на дно, где и сейчас хранится. Со стихией человеку сложно бороться, порой течение рвало тросы, как ниточки. Не обошлось и без жертв – семь рабочих погибли на стройке моста.

Первые испытания провели осенью 1996 года: тогда по новой магистрали проехало 40 грузовых самосвалов. И он выдержал. Сейчас пропускная способность Нового моста равняется сумме возможностей старого, Змеиногорского и Павловского трактов – до 19 тысяч машин в сутки.Barnaulskij-kommunalnyj-Novyj-most-sluzhit-gorodu-i-regionu-uzhe-dva-desjatka-let1 (1)

- Это крупнейшее сооружение Алтайского края конца XX века, – отмечает Андрей Борисович. – Сегодня за объектом идет круглосуточное наблюдение, несколько лет назад мы поменяли деформационные швы, благодаря чему езда стала бесшумной. Изменилось и мостовое полотно – усилили ограждение, нарастив его до метра в высоту.

Каждые десять лет сооружение проходит испытания на прочность, но самой серьезной проверкой стало землетрясение в начале 2000-х годов, которое обской мост выдержал на отлично.

Кстати, в музее «История дорог Алтая», как нам рассказал Анатолий Бубуненко, ветеран дорожной отрасли Алтайского края, представлена экспозиция, посвященная уникальному сооружению и памятнику мостостроения XX века «Мостовой переход через Обь у города Барнаула». Увидеть исторические материалы может любой желающий по адресу: пл. им. В.Н. Баварина, 17.

В прошлом году объект заиграл новыми красками. Иллюминация заставляет взглянуть по-новому на Новый мост и расценить его не только как переправу через Обь, но и как своеобразные ворота в туристско-рекреационный кластер «Барнаул – горнозаводской город». Ведь слева от моста теперь светятся марши лестницы в Нагорный парк – один из объектов туркластера. А сразу за мостом начинаются улицы, ведущие в историческую часть города.

Сотни пешеходов ежедневно поднимаются на мост, тысячи автомобилистов проезжают туда-обратно, без этой переправы сегодня сложно представить Барнаул, но специалисты уже говорят о том, что краевой столице нужен еще один мост. В данный момент ведутся геодезические работы, готовится проект будущей переправы, протяженность которой составит порядка двух километров.

– В год 80-летия Алтайского края обской мост заметно хорошеет, он давно является своеобразными воротами краевого центра, – подытоживает Анатолий Бубуненко. – Это гордость Алтая, сплав усилий руководителей края, дорожников и мостовиков – всех тех, кто внес свою лепту в это грандиозное инженерное сооружение.

Фото Андрея Чурилова и из архива «Вечернего Барнаула».

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня