30 июля в День Военно-морского флота России улица Балтийская в Барнауле тоже проводит свой праздник

30 июля в День Военно-морского флота России улица Балтийская в Барнауле тоже проводит свой праздник

Культура, Местные новости

В оформлении улицы Балтийской присутствует морская тематика: мемориальный гранитный камень с якорем, площадь Адмирала Кузнецова. Названия торговых центров и иных объектов тоже связаны с морем – «Фрегат», «Командор», «Капитан»... Чем не приморский бульвар? Длина улицы 2,2 километра.

Тэги: День ВМФ, история Барнула, Индустриальный район

Почему в Барнауле – далеком от морей городе – появилась улица с флотским названием? Случайность? О нет!

В истории края немало славных героических страниц, связанных с кораблями Балтики, с военными моряками. Улица Балтийская – память о прошлом и ориентир для будущего.

Торпедоносцы для балтийцев

С первых дней Великой Отечественной войны молодежь Алтайского края собирала средства в фонд обороны Красной армии, на танковые колонны, артиллерийские установки, на авиаэскадрильи. Только за семь дней, с 1 по 7 января 1943 года, было собрано 5034 тыс. руб.

Деньги продолжали еще поступать, но уже было решено направить их на строительство торпедных катеров для Балтийского флота. Вначале средств хватало на пять торпедоносцев, их назвали «Алтаец», «Молодой алтаец», «Комсомолец Ойротии», «Алтайский школьник» и «Алтайский комсомолец». Предложенные наименования были утверждены приказом наркома Военно-морского флота СССР адмирала Н.Г. Кузнецова, а 23ulica-Baltijskaja1 февраля уже были назначены командиры катеров и их экипажи. Позже собранных средств хватило еще на четыре торпедоносца.

3 апреля 1943 года комсомольская делегация Алтая в торжественной обстановке передала на заводе-изготовителе первые пять катеров морякам. Они же вручили им сотни писем-наказов от комсомольцев, молодежи, пионеров и школьников. В свою очередь моряки каждого экипажа дали клятвы-обещания: мстить фашистским извергам, пока не будет в советских водах ни одного корабля с ненавистной свастикой. Все клятвы и ныне хранятся в краевом архиве.

Моряки выполнили свое обещание. Торпедными катерами было уничтожено десять боевых единиц неприятеля, по водоизмещению уничтоженные корабли превосходят все вместе взятые катера Алтая в 30 раз! По всей Балтике гремела слава ТК-15 «Алтаец» под командованием старшего лейтенанта Бориса Фруля, пустившего на дно в одной атаке сразу два корабля.

После войны знаменитый балтийский катерник, Герой Советского Союза, капитан I ранга В.М. Старостин писал:

- Наши моряки никогда не забудут той помощи, которую оказала алтайская молодежь флоту в суровые дни войны.

Шефство сроком в 32 года

В апреле 1957 года пленум Алтайского крайкома комсомола принял решение взять шефство над одним из кораблей Балтийского флота. Идею подал моряк-балтиец, командир 1-го Республиканского отряда моряков в Гражданскую войну Михаил Осипович Пантюхов. 21 апреля того же года на борт рейсера «Свердлов» поднялась первая делегация комсомольских работников Алтая и инициатор шефства. Первая тропка вскоре превратилась в широкую дорогу дружбы.

Служить на крейсере считалось делом чести. Но не менее почетно и значимо было завоевать право войти в состав очередной делегации и побывать на боевом корабле. Тысячи молодых людей соревновались за это право, перевыполняя производственные задания, добиваясь успехов в учебе.

Дружба комсомолии Алтая и флота была обоюдополезной. Это была великолепная школа патриотического воспитания вступающего в жизнь поколения.

Сотни моряков, призванных из других областей и краев, после увольнения в запас приехали на алтайскую землю и своим трудом крепили экономическую мощь края. Десятки имен бывших моряков были на слуху в промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве, в народном образовании и иных сферах деятельности.

Жители края хорошо знали крейсер. Он совершил несколько дальних походов в океаны, с визитом дружбы побывал в Великобритании, Голландии, ulica-Baltijskaja2 Польше, Алжире, Демократической Республике Германии и дважды во Франции. И всюду экипаж отличала высокая выучка, безукоризненный порядок, дисциплина и красота.

Когда крейсер встал на консервацию, а численность экипажа сократилась, парни с Алтая служили на иных кораблях, в том числе ракетных. На прощальном спуске флага «Свердлова» в 1989 году присутствовала делегация Алтая. Реверс и компас из командирской рубки она привезла с собой. Сейчас они находятся в Военно-историческом отделе Краеведческого музея.

К истории названия

Летом 1991 года в двух номерах журнала «Алтай» была опубликована хроникально-документальная повесть «С именем Алтая на борту». Чтобы разобраться в боевом пути каждого из девяти торпедных катеров, автору этих строк пришлось два очередных отпуска рыться в документах Центрального военно-исторического архива в Гатчине. Тогдашний редактор журнала Игорь Пантюхов знал, насколько это сложно, ибо сам касался этой темы. Однажды сидели с ним за чаем в его доме. Говорили о подвигах моряков, о молодежи военной поры, не жалевшей себя ради победы над фашистами. Мы оба служили на крейсере «Свердлов» и хорошо знали о масштабах и пользе шефства.

- Улицу в память о Балтике назвать бы, – вслух подумалось мне.

- А что, это дело, давай попробуем, – подхватил Игорь Михайлович. – Я пойду к Баварину, Владимир Николаевич меня примет.

И он ходил. После того в районе новостроек и появилась улица Балтийская.

P. S. В рамках городского проекта «Безопасные и качественные дороги» к празднику новый асфальт появится на проезжей части улицы Балтийской.

Алексей Кобелев, член Союза писателей России.

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня