Операция «Кооперация»: возможности и практики агропромышленных кластеров

Операция «Кооперация»: возможности и практики агропромышленных кластеров

Автор:

Экономика, Местные новости

На прошедшей VIII Столыпинской конференции «Экономика сибирских регионов: выбор приоритетов» эксперты обсудили перспективы развития агропромышленного комплекса Алтайского края и соседних регионов.

Тэги: экономика, Столдыпинская конференция, АПК, агропромышленный комплекс

Какие инновации они предлагают?

Чтобы накормить

Время требует перемен, поэтому и в агропромышленном комплексе появляются свои нововведения. Одно из них – кластеры, относительно свежая для России тема, которая успела проникнуть и в сельское хозяйство.

- Задачи развития, которые ставятся в АПК, невозможно организовать, используя старые подходы. Время требует новых форм организации. Агропромышленные кластеры – одна из этих форм, – говорит Сергей Артёмов, ведущий эксперт Российской кластерной обсерватории.

Так что же это за форма? Это может быть сотрудничество разных предприятий или регионов. «Представители бизнеса часто задают мне вопрос, зачем мне это надо, – рассказывает Анатолий Шулаков, руководитель практики Агробиотехнологического промышленного кластера Омской области «Генетика и селекционно-племенная работа в животноводстве», генеральный директор группы компаний «Сибагрокомплекс». – Я очень просто отвечаю: для меня кластер – это расширение бизнеса. Все мы хотим больше зарабатывать. Но когда занимаешь большие территории, встает проблема – удержать этот рынок.Operacija-Kooperacija-vozmozhnosti-i-praktiki-agropromyshlennyh-klasterov-2

Поэтому применительно к бизнесу можно упростить термин «кластер» и назвать его кооперацией». Для такого объединения требуется главное условие – сильный единый сервис для участников. Поэтому в существу- ющих агропромышленных кластерах имеются кооператоры. Зачастую там главную позицию занимает вуз. Он обеспечивает все основные функции и коммуникации, повышение квалификации, планирование деятельности. Участники отвечают за организацию инфраструктуры, научно-образовательный блок, собственно производство.

На деле

Кластер дает возможность осуществлять масштабные проекты. В нашем крае мы уже видим эффективность такого метода на примере медицины, образования. Особенность Кемеровской области, например, заключается в том, что за последние годы там произошла экспансия федеральных торговых сетей. Производитель потерял канал реализации, потому что за три года четыре региональные сети торговли просто закрылись. Все мы знаем, что, если открывается большой супермаркет, маленькие магазинчики закрываются. Здесь, по сути, случилось то же самое. Поэтому для того чтобы себя реализовать, кемеровчане решили создать подобный проект.

Operacija-Kooperacija-vozmozhnosti-i-praktiki-agropromyshlennyh-klasterov-1 - С помощью создания кластера мы объединили фермеров – это малый бизнес, определили одну якорную организацию – ИП Волков, создали бренд, – делится опытом Екатерина Ижмулкина, исполнительный секретарь Совета Агропромышленного кластера Кемеровской области. – Благодаря реализации программ Министерства экономического развития РФ наш кластер получает поддержку уже третий год, в том числе на сертификацию продукции участников кластера. Все предприятия малого бизнеса выработали технологию под единый бренд и сегодня успешно реализуют свою продукцию.

Еще одним ярким примером может послужить их работа с пчеловодами и кондитерами. «В прошлом году мы создали пчеловодческий кооператив. Мы объединили пчеловодов, потому что они, как вы понимаете, являются довольно мелким сектором. Нам необходимо было выйти за пределы рынка нашей области», – объясняет Екатерина Александровна. За пять лет производительность этого сектора увеличилась в два раза, регионального рынка стало не хватать, поэтому они создали бренд. То же и с кондитерами. Идея кластера заключается в том, что каждое предприятие выпускает только один вид продукции. «Чтобы выбрать этот товар, организациям предложили подготовить по три вида продукции, которые они представили на выставке. Благодаря иностранным покупателям – корейцам – от каждого предприятия был выбран один, лучший вид продукции», – говорит исполнительный секретарь. Сегодня в созданном кластере уже разработали бренд, заключили договоры, профинансировали и отправили на вывоз – в Корею.

В Алтайском крае идея кластеров успешно осуществляется. Например, на протяжении нескольких лет эффективно работает кластер аграрного машиностроения «АлтаКАМ», в который входят 23 предприятия. Это объединение реализует более 200 инновационных проектов. И это не предел.

Екатерина Зыкова.

Фото Андрея Чурилова.

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня