Как рассказать ребенку про особых детей?

Как рассказать ребенку про особых детей?

Автор:

Социум, Местные новости

Как поступить, если ребенок тычет пальцем и пугается при виде сверстника с особенностями развития, сопровождая это громкими вопросами: «Что с ним? Он больной?».

Тэги: особенности развития, особые дети, психология, общение

«Мама, спаси меня, я его боюсь!», – испуганно кричала четырехлетняя Алёнка, показывая пальцем на еле-еле шагавшего по детской площадке восьмилетнего Илью. У мальчика легкая форма ДЦП. Ему повезло – он может передвигаться, но из-за деформации мышц и суставов внешне он сильно отличается от сверстников.

Мама Алёны растерялась, ей стало стыдно за девочку, и она скорее увела ее домой. Многие родители просто не знают, как корректно рассказать детям про ребятишек с особенностями развития. Мы попросили педагога-психолога, руководителя детского оздоровительно- образовательного центра «Гармония» Елену Абузову помочь разобраться в данном вопросе. Предложили ей описать несколько типичных ситуаций и примерные модели поведения в них.

- Как поступить, если ребенок тычет пальцем и пугается при виде сверстника с особенностями развития, сопровождая это громкими вопросами: «Что с ним? Он больной?».

- Не стоит тушеваться и игнорировать расспросы ребенка. Спокойно объясните, что кричать не обязательно, а тем более тыкать пальцем. Спрашивать лучше шепотом, ведь его вопрос может обидеть человека. Самое важное – снять страх и объяснить, что этот особый ребенок – не с другой планеты. Он такой же, как и все. На свете множество разных деревьев, животных и растений, как и людей. Иногда так случается, люди рождаются с определенными особенностями. И они могут внешне отличаться от всех остальных, но внутри они такие же – любопытные, добрые, ласковые и чувствительные. Они не заразные, но им бывает очень тяжело, что с ними не хотят играть, на них не обращают внимания. Главное, помните, от того, насколько спокойно мы сами будем демонстрировать свое отношение к особым деткам, будет зависеть и отношение вашего ребенка. Если вы будете говорить спокойно и без раздражения, то и ребенок примет сказанное вами близко к сердцу. Это полезно не только для его культуры и воспитания – таким образом мы учим его сопереживанию, учим ценить жизнь. На определенном жизненном этапе это может помочь.

- Стоит ли рассказывать в подробностях об особенностях патологии ребенка?

- В зависимости от интереса самого ребенка к проблеме. Если он готов разбираться в анатомии, то можно обратиться и к анатомии. В свое время я так и сделала. Когда мы с моим пятилетним сыном встретили соседа, передвигающегося с помощью костылей, он меня засыпал вопросами – почему он такой, что с его ножками? Мы открыли анатомический атлас, изучили, как выглядят здоровые ноги. А у встреченного нами мужчины ноги искривлены, и он может передвигаться только с помощью костылей. Сын тогда восхитился, что человек с такими проблемами не лежит дома, а ходит и живет обычной жизнью.

- В творческой студии занимается мальчик с аутизмом. Его любимое развлечение – сортировать микрофоны, в результате остальные не могут полноценно заниматься. На замечания реагирует агрессивно.Kak-rasskazat-rebenku-pro-osobyh-detej-1

- Инклюзия, то есть вовлечение человека с особенностями развития во все сферы жизнедеятельности, особенно в общую систему образования, сейчас активно внедряется. И это справедливо, у всех должны быть равные права. Если мальчик прекрасно поет или любит это делать, он имеет право заниматься в вокальной студии. С другой стороны, для инклюзии необходимо создавать специальные условия. Речь не только о доступной среде, но и о специальной подготовке педагогов, дополнительном штате психологов, которые имеют опыт взаимодействия с детьми с особенностями развития. Такой педагог смог бы переключить внимание мальчика. Но ввиду его отсутствия остается только мириться с таким ребенком, возможно, атмосфера доброжелательности благоприятно на него повлияет.

- Шестилетние Полина и Алла увлеченно играли на площадке, когда к ним попросилась девятилетняя Катя. Не то чтобы она попросилась, она требовала с ней дружить и играть только в ее игры. У Кати задержка развития, никакие объяснения она категорически не принимала. Сердобольные мамы девочек предложили им подыграть Кате, но детям скоро это надоело и они стали ее игнорировать. Катя в ответ начала проявлять агрессию, пока мама не увела ее.

- Возможно, следовало взрослым включиться в процесс игры. Если этого не удалось сделать, необходимо переключить внимание детей или заняться игрой в другом месте. Если ваш ребенок не хочет вступать в диалог с особым ребенком, не нужно на этом настаивать. Дружить через силу всегда неприятно. Достаточно спокойно и дружелюбно отреагировать.

СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕГО БАРНАУЛА»

Советы психолога, если вы хотите воспитать в ребенке доброжелательное отношение к особым детям:

- Не употребляйте в обиходе слов, демонстрирующих пренебрежительное отношение к людям с особенностями развития: «паралитик», «слепой», «глухой», «ненормальный», «неполноценный»,

«прикованный к постели». Вместо них используйте: «человек с особенностями здоровья», «человек с ограниченными возможностями», «незрячий или слабовидящий», «слабослышащий» и другие.

- Рассказывайте детям о существовании людей с проблемами развития и здоровья.

- Смотрите программы, читайте книги о людях с ограниченными возможностями здоровья. Приведите примеры, в которых такие люди достигли успеха. Расскажите о паралимпийских чемпионах.

Алиса Тростникова.

Фото из сети Интернет.

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня