Какие нововведения могут появиться в городском общественном транспорте?

Какие нововведения могут появиться в городском общественном транспорте?

Общество, Местные новости

На аппаратном совещании администрации города рассмотрели вопрос о ходе введения электронных проездных, обсудили проблемы, возникшие при этом, а также алгоритм их решения.

Тэги: транспорт, МУП «Центртранс»

Барнаульцы, живущие в районе ВРЗ, еще помнят автобусный маршрут № 4, в 1970-1980-е годы – едва ли не единственный в эту часть города. Сочинялись анекдоты, предлагавшие сделать его резиновым, потому что водитель не мог закрыть на остановке створки дверей, и висящие на подножке пассажиры весело (от отчаяния) кричали:

- Народ, выдохните разом, мы втиснемся!

Сегодня переполненный автобус – это, в принципе, автобус, в котором нет свободных сидячих мест. Тем не менее неравномерное распределение пассажиропотоков остается. В одном маршруте трудно найти свободное место в салоне, в другом – впряженный в двигатель целый табун лошадей может везти по городу пару-тройку пассажиров.

С 1 декабря прошлого года в городском общественном транспорте действует электронная система оплаты – пока на 33 автобусных маршрутах, работающих с предоставлением отдельных льгот, и 12 маршрутах электротранспорта. С наступлением лета и открытием садоводческих рейсов в настоящее время система охватывает 59 автобусных маршрутов. Всего оборудованием, позволяющим осуществлять безналичную оплату проезда, оснащено 370 автобусов, 144 трамвая, 52 троллейбуса.

Возможности электронной системы оплаты и учета проезда, даже при неполном охвате ею всего общественного транспорта, уже позволяют сделать анализ по пассажиропотокам, что помогает оптимизировать маршруты и интервалы движения общественного транспорта. Так, с опорой на полученные данные с апреля в тестовом режиме изменен трамвайный маршрут № 2 (продлен до микрорайона Восточного). С открытием дачного сезона трамвай № 3 сейчас работает в выходные и праздничные дни. И, напротив, в связи с малым количеством пассажиров сокращено число выходов после девяти часов вечера трамваев № 1, 4, 9, 10 и троллейбуса № 6.

Коней на переправе меняют

Пассажирам, особенно тем, кто вынужден добираться до места работы или учебы на нескольких видах транспорта, было бы выгодно оплачивать не каждую поездку, а время в пути. Во многих городах мира такая система успешно работает. Пассажир имеет возможность гибкого выбора транспортных средств для оптимизации своего маршрута, а пассажиропотоки более равномерно распределяются. Система называется «Сетевой тариф» и имеет пока два варианта. Например, пассажир оплачивает 60-70 процентов от тарифа, если в течение 30-40 минут едет по одному маршруту на двух видах транспорта. Второй – это когда пассажир оплачивает поездку и в течение 90 минут совершает неограниченное количество пересадок. То есть не ждет своего зачастую переполненного автобуса (трамвая, троллейбуса), а садится в первый свободный попутный. Потом пересаживается на следующий попутный. И это – не фантастика. Такой тариф работает в Москве, в тестовом режиме внедряется в столице Урала Екатеринбурге, с 1 июля – в тестовом режиме в столице Сибири Новосибирске. Естественно, что специалисты МУП «Центртранс» изучают опыт соседей, и в перспективе «Сетевой тариф» начнет работать и у нас.

Нет наличных – рассчитайтесь телефоном

Многие помнят билетные кассы в автобусах, трамваях, в прозрачной крышке которых было отверстие для опускания монет. Опустив любую монетку, лишь бы звякнуло, можно было оторвать от рулона любое количество билетов. Чем даже не часто, а регулярно пользовались школьники и студенты. Сегодня пятачки не в чести. «Центртрансом» постоянно изыскиваются пути по дальнейшему технологическому развитию электронной системы оплаты и учета проезда. Тем самым каждый пассажир имеет возможность выбрать наиболее удобный для него вид оплаты проезда.

Так, в текущем году планируется предоставить пассажирам возможность оплачивать проезд с помощью бесконтактных банковских карт. В этом случае потребуется просто поднести банковскую карту, аналогично транспортной карте, к транспортному терминалу.

Определить, что банковская карта является бесконтактной, можно по размещенному на этой карте значку или надписи PayWave. Пока технические возможности электронной системы оплаты и учета проезда позволяют оплачивать проезд только банковскими картами, поддерживаемыми платежными системами VISA. Еще одним из перспективных видов безналичной оплаты проезда является использование технологии беспроводной передачи данных малого радиуса действия – NFC. Для этого необходимо на смартфон с поддержкой NFC скачать транспортное приложение «Кошелек».

Можно использовать смартфон в качестве терминала для пополнения транспортных карт. В этом случае транспортную карту необходимо поднести к смартфону, который, в свою очередь, запишет информацию о ее пополнении непосредственно на карту. Или использовать смартфон вместо транспортной карты (данную технологию поддерживает ограниченное количество моделей смартфонов – HTC, Sony, Philips).

Летом-осенью текущего года «Центртранс» планирует запустить в реализацию новый вид электронных средств платежа – транспортный брелок, основным преимуществом которого является компактность. Брелок можно прицепить на телефон или сумку и без лишних проблем предъявить при оплате проезда как транспортную карту.

Предприятием совместно с комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула уже разработаны проекты постановлений, которые позволят определить порядок перевода на транспортные карты граждан, включенных в федеральный и краевой регистры получателей мер социальной поддержки.

СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕГО БАРНАУЛА»

МУП «Центртранс» организовано в соответствии с Постановлением администрации города от 17.03.2016. Предприятие обеспечивает диспетчерское управление движением автомобильного и городского наземного электрического транспорта, осуществляет контроль за процессом перевозок, организует работу электронной системы оплаты и учета проезда.

Василий Каркавин.

Фото Ярослава Махначёва.

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня