Создатель дизельного двигателя продолжает жить в своем творении

Создатель дизельного двигателя продолжает жить в своем творении

Автор:

Общество, Местные новости

20 июня ветераны завода «Барнаултрансмаш», члены коллектива и гости возложили цветы к мемориальной доске с барельефом генерального конструктора, Героя Социалистического Труда, кавалера многих орденов и медалей Бориса Григорьевича Егорова. В этот день исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося конструктора.

Тэги: Барнаултрансмаш

Под грифом «Секретно»

Имя Бориса Егорова – знаковое для Барнаула. В середине XVIII века в нашем городе изобрел свою паровую машину Иван Ползунов, имя которого известно во всем мире. Спустя 200 лет Борис Егоров с командой талантливых конструкторов создал двигатель, который на десятилетия определил дальнейшее направление мирового дизелестроения. Имя Бориса Егорова не известно так широко только потому, что все разработки конструктора, как и его фамилия, всегда были под грифом  «Секретно».

Но боевая техника, оснащенная егоровскими двигателями, производила фурор среди военных атташе и экспертов ведущих стран и признавалась лучшей в своем классе. В 1960-е годы, после первого показа советской боевой машины пехоты с трансмашевским мотором УТД-20 на одном из парадов в Москве, за разработку своих машин подобного назначения взялись США, Франция, Германия, но никому не удалось даже приблизиться к возможностям советской техники. Наша БМП плавала, брала на борт отделение десантников, которые могли вести бой, не выходя из машины, под прикрытием брони и при поддержке установленных на БМП пулемета и пушки. Лицензию на право производить машину и дизель закупили Чехословакия и Индия. Для трансмашевских конструкторов навсегда останется незыблемым егоровский принцип «в минимуме объема – максимум мощности». Двигатели конструктора Егорова выглядят как монолит с минимумом пустот и неиспользуемого пространства, с максимально плотной компоновкой, но при этом легкие, стремящиеся еще к одному конструкторскому идеалу – с килограмма массы двигателя получить одну лошадиную силу мощности. Сегодня трансмашевцы практически достигли этого показателя на опытном образце двигателя УТД-32КФ.

Конструкторы «Трансмаша» под руководством Бориса Егорова заложили в барнаульский мотор такой потенциал, что вот уже без малого 60 лет двигатель востребован. На его базе выросло целое семейство различных модификаций. Появление новых материалов, технологий позволяет постоянно модернизировать двигатель. Как раз тот случай, когда нет предела совершенству.

А дело живетSozdatel-dizelnogo-dvigatelja-prodolzhaet-zhit-v-svoem-tvorenii (3)

Родился Борис Егоров в Казанской губернии. Окончил Сталинградский механический институт. Работал в заводских конструкторских бюро Харькова и Сталинграда. В Барнаул Борис Григорьевич приехал из Сталинграда вместе с эвакуированным тракторным заводом. Стоял у истоков становления нынешнего «Барнаултрансмаша», в то время завода по производству танковых двигателей № 77. 6 ноября 1942 года участвовал в сборке первого барнаульского мотора В-2 для легендарного танка Т-34. В 1958 году возглавил особое (читай – секретное) конструкторское бюро № 1, а с 1973 года был главным конструктором завода.

Все выступающие у мемориальной доски, те, кому посчастливилось работать с Борисом Григорьевичем и под его руководством, отзываются о нем как о человеке мягком и ироничном в жизни, но жестком и принципиальном во всем, что касалось работы. Вспоминали, как не однажды на доводы технологов, что конструкторское решение просто технически невозможно воплотить в производство, Борис Григорьевич говорил: «Инженеры могут все!» И инженеры находили выход, а конструкторская мысль воплощалась в металл.

Sozdatel-dizelnogo-dvigatelja-prodolzhaet-zhit-v-svoem-tvorenii-1 В 1990-е и 2000-е годы, когда не было оборонных заказов, уникальность трансмашевских двигателей помогла заводу сохранить производство и коллектив. Барнаульские моторы остались востребованы в гражданских отраслях.

Сегодня «Барнаултрансмаш» в полную силу работает на укрепление обороноспособности страны. В 2015 году на параде Победы наряду с танком «Армата» был представлен БТР-МД «Ракушка». Это уже четвертое поколение машин, в двигателях которых воплощен конструкторский талант Бориса Егорова. Как раз в день столетия выдающегося конструктора в Новосибирске начал работать V Международный форум технологического развития «Технопром» по диверсификации оборонно-промышленного комплекса и расширению научно-технического диалога с главными партнерами России. В рамках этого форума «Барнаултрансмаш» представил на выставке «НТИ Экспо» свои двигатели УТД-23 и УТД-32, – модифицированные версии двигателя Бориса Егорова. А это значит, что конструкторская мысль, дело Бориса Григорьевича Егорова живет и сегодня.

Поэтому закономерным стало и предложение одного из ветеранов завода обратиться к администрации города с ходатайством об увековечении памяти выдающегося конструктора – назвать его именем одну из улиц Барнаула. А в музее «Город» рядом с макетом паровой машины Ивана Ползунова выставить уникальный двигатель Бориса Егорова. Это экспонаты равной значимости для Барнаула и Алтайского края, а их создатели оставили свой след не только в истории Барнаула, но и в истории развития мирового машиностроения.

Василий Каркавин.

Фото Андрея Чурилова.

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня