Краеведческий музей помогает познавать окружающий мир слабовидящим детям

Краеведческий музей помогает познавать окружающий мир слабовидящим детям

Культура, Местные новости

Ежемесячно на протяжении десяти лет сотрудники Алтайского краеведческого музея проводят специальные обучающие занятия для детей с нарушением зрения. О том, что собой представляет проект «КраеВидение» и что изменилось в жизни его участников, корреспондент «Вечернего Барнаула» узнала у научного сотрудника культурно-просветительского отдела АГКМ Галины МИЛЛЕР.

Тэги: проект «КраеВидение», культура

Музей для всех

- Галина Викторовна, расскажите, как появился проект «КраеВидение», в чем его суть?

- Задача современного музея – быть учреждением не только познавательным и интересным, но и доступным для каждого посетителя. Решением этой задачи краеведческий музей занялся еще десять лет назад, когда появилась краевая программа «Музей для всех», предназначенная для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. В 2013 году из программы выделилось отдельное направление по работе со слепыми и слабовидящими детьми – «КраеВидение». Около 90% информации человек усваивает глазами, поэтому посещение музея направлено именно на зрительное восприятие. Для людей с нарушениями зрения музей в классическом варианте просто недоступен. Поэтому мы пересмотрели основной музейный принцип «Руками трогать нельзя» и поменяли специфику работы для детей с нарушениями зрения. Основную информацию такие детки получают с помощью тактильного и слухового восприятия: на занятиях они трогают предметы, держат их в руках.

- Как проходят занятия, сколько детей на них приходит?

- Пятый год каждый месяц в течение учебного времени на уроки в музей приходят дети с нарушениями зрения из КГКОУ для обучающихся сKraevedcheskij-muzej-pomogaet-poznavat-okruzhajushhij-mir-slabovidjashhim-detjam (1) ограниченными возможностями здоровья «Алтайская общеобразовательная школа № 2». Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, требует
индивидуального подхода, поэтому на занятиях обычно присутствует не более десяти человек.

Темы планируются в соответствии со школьной программой предмета «Окружающий мир» по согласованию с преподавателями. На каждый урок выбирается ряд из 10-15 предметов из фондов АГКМ. Экспонаты должны быть безопасными (отсутствие сколов, острых углов), наглядными и выразительными, выполненными из разных материалов. С помощью предметного ряда дети знакомятся с окружающим миром, узнают интересную информацию, историю событий и вещей. Затем ребятишкам предлагается сравнить вещи, например, выполненные из камня и дерева, дать им характеристику (легкое, тяжелое, холодное, теплое), сделать выводы. Занятия, как правило, завершаются творческим заданием: лепкой из пластилина, созданием поделок из природных материалов, различных аппликаций.

Раздвигая границы кругозора

- Что больше всего интересует детей?

- Поскольку занятия проходят с настоящими музейными экспонатами, ребят всегда интересует, откуда тот или иной предмет появился в музее, сколько ему лет, для чего он нужен. Детям нравится, когда на занятиях они могут взять в руки раритеты, возраст которых насчитывает несколько тысяч лет. Например, большой интерес вызывают бивень мамонта, каменная зернотерка или чекан для создания сибирской монеты. Практически на каждом уроке есть звуковое сопровождение. Так, изучая животный мир Алтая, дети не только могут подержать в руках чучело или фигурки зверей, но еще и услышать звуки, издаваемые животными и птицами, учатся их различать. На теме «Алтайская сказка» они слушают звучание традиционных алтайских музыкальных инструментов – комуза и топшура. Это дает возможность расширить детский кругозор.

Новые грани проекта

- Как долго будет длиться проект «КраеВидение?

- До тех пор, пока в такой работе есть необходимость. С каждым годом расширяется перечень тем, аудитория детей. В 2016 году на открытие выставки для детей с нарушениями зрения «Мир вокруг тебя» впервые пришли слабовидящие дети из детского сада № 30 компенсирующего вида. Возможно, подобные занятия и мероприятия будут проводиться и для взрослой аудитории. За время существования программы более 700 детей прошли обучающие занятия, надеюсь, в дальнейшем задачи программы будут только расширяться и мы будем более активно помогать детям адаптироваться в обществе.

Мы поговорили с мамой 12-летней Лены – Екатериной Зыряновой о значении проекта в жизни дочери:

- Для Леночки очень важно развивать восприятие окружающего мира. На занятиях она имеет возможность познавать разнообразные материалы, различать особенности растительных и геометрических орнаментов. Я вижу положительный результат: у дочери окрепла уверенность в себе, повышается познавательная активность, расширяется кругозор. Ей нравится, что можно руками трогать очень редкие экспонаты, создавать поделки из природных материалов.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ольга Загарских, педагог Алтайской общеобразовательной школы № 2:

- В музее происходит смена привычной обстановки, ребенок переключается на активную творческую деятельность. Для ее развития сотрудниками музея осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку (помочь слепить, нарисовать, сочинить и т. д.) при использовании богатого методического материала музея. Замечательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья дает возможность ребенку вырасти духовно богатым, интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре.

Фото Ольги Загарских.

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня