Был на Балтике берег алтайский…

Был на Балтике берег алтайский…

Социум, Местные новости

22 мая во Дворце культуры города Барнаула соберутся моряки всех флотов и комсомольские активисты, чтобы отметить славную дату в истории Алтая

Тэги: летопись города, 80 лет Алтайскому краю, история Барнаула

60 лет назад, 21 апреля 1957 года, на крейсер «Свердлов», базировавшийся тогда в Кронштадте, прибыли секретари заводских комсомольских организаций Барнаула, Бийска и Рубцовска.

Начало дружбы

В составе делегации был моряк революции, участник Гражданской войны, активный борец за советскую власть и пламенный трибун Михаил Пантюхов. Это он подал мысль подружить Алтай и Балтику. Идею горячо поддержали адмиралы Политуправления ВМФ, заместитель командираКрайний справа – капитан третьего ранга Василий Левашов, заместитель командира корабля, член штаба «Молодой гвардии» в Краснодоне в годы Великой Отечественной войны. корабля по политчасти капитан III ранга Василий Левашов – личность легендарная. Левашов был членом штаба подпольной организации «Молодая гвардия», сражался с гитлеровцами в оккупированном Краснодоне.

22 апреля договор о шефстве над крейсером был торжественно скреплен подписями. От имени экипажа корабля его подписал единственный представитель Алтайского края – главный старшина Виктор Кокшаров из Бийска.

Вряд ли кто-то мог тогда предположить, что связь моряков и юного поколения Алтайского края превратится в масштабное движение за укрепление оборонной мощи страны, в реальную школу патриотического воспитания. Что у континентального Алтая на долгие десятилетия появится берег Балтийский.

Весть о договоре с моряками быстро облетела весь хлеборобный край. Особо привлекали внимание пункты о возможности попасть на крейсер для прохождения срочной службы и в качестве гостя в составе делегаций.

Делегация Алтайского края на палубе крейсера. Обмен делегациями

Первая делегация моряков во главе с капитан-лейтенантом Галашкиным приехала на Алтай в конце июля 1957 года. Балтийцев охотно приглашали в гости на заводы и фабрики, в колхозы и совхозы, в пионерские лагеря. В это же время на корабле гостили 30 человек лучших рабочих, комбайнеров и трактористов с Алтая. Они привезли морякам почетные грамоты и вымпелы, спортивные кубки, картины местных художников-пейзажистов, баян, фотоаппараты, часы и мешочек золотистой пшеницы, выращенной на целинных землях. Везли с собою трудовые рапорты.

Обмен делегациями стал доброй традицией в развитии шефских связей. В 1964 году на корабле гостили 100 участников ансамбля песни и пляски трудовых резервов «Юность», чтобы попасть на него, они совершили автопробег Алтай – Балтика, на кораблях и в матросских кубриках дали 17 концертов.

Студенты вузов края соревновались между собой за право поездки на Балтику, в 1967 году этой чести удостоились 25 студентов Алтайского педагогического института. В 1969 году на подшефном крейсере побывала пионерская делегация из 20 школьников (деньги на проезд ребята заработали сами).

Гостями у военных моряков были известные люди Алтая, секретари райкомов КПСС. В 37 школах края были созданы морские классы, ребята вели активную переписку с комсомольскими организациями подразделений крейсера. Переходящий военно-морской флаг вручался лучшей бригаде строителей Всесоюзной комсомольской стройки – завода искусственного волокна в Барнауле.

По комсомольским путевкам

Военные моряки всегда участвовали в комсомольских конференциях, в значимых молодежных событиях края. В 1961 году самодеятельный коллектив корабля более 20 раз выступал с концертами перед тружениками села во время уборочной страды, в 1963-м делегаты в морской форме принимали участие в сборке тракторов ДТ-54 для братской Кубы.Моряк, участник революции и Гражданской войны Михаил Пантюхов и командир крейсера «Свердлов», капитан первого ранга Александр Бархатов.

Ежегодно по комсомольским путевкам на флот направлялось 200-250 молодых парней. Желающих же попасть на крейсер было гораздо больше. В то время служба в армии, тем более на флоте, считалась не только священным долгом, но и большой честью.

Было время, когда на корабле 70 процентов экипажа составляли представители Алтая, а комсомольский актив почти весь состоял из них. Они же составляли более половины младших командиров –старшин. Но они подбирались не по принципу принадлежности к краю. Нет, все было объективно и закономерно – лучшие на гражданке занимали подобающее положение и на военной службе. Парни с Алтая показали, что они хорошо переносят штормы, не подвержены морской болезни, стойко переносят трудности флотской службы, отличаются высокой ответственностью за порученное дело. Многолетний секретарь крайкома комсомола Сергей Кузьмин говорил: «Я не знаю ни одного факта отрицательного отзыва командования о парнях с Алтая. Пожалуй, в этом и был главный смысл шефства».

Корабль и экипаж

Флотские привычки часто становятся чертами характера. Они многим помогли ярко проявить себя в Памятный знак. самых разных сферах деятельности после увольнения в запас. Руководителями крупных сельхозпроизводств стали старшины и матросы Михаил Асеев, Павел Лешуков, Николай Чепурнов, Владимир Чуданин, знатными строителями – старшины Владимир Иванов, Евгений Вяткин, Анатолий Кровяков и Василий Швецов. Мастеромэлектриком – не по званию, а по энциклопедическим знаниям – работал на Барнаульском вагоноремонтном заводе главный старшина Алексей Глотов.

За заслуги в промышленном производстве Юрий Дураманов был награждён орденом Трудового Кра сного Знамени, Анатолий Григорьев – орденом «Знак Почета». Юрий Бобков стал генеральным директором Барнаульского шинного завода, заслуженным химиком России, депутатом краевого Совета. Александр Бочаров – директором известного в крае совхоза «Хлеборобный» Быстроистокского района. Сергей Галицкий – управляющим трестом «СтройГАЗ», Василий Шульга – полковником МВД, Валерий Деминов – доцентом Алтайского технического университета имени И.И. Ползунова, Сергей Дугин – главой администрации Барнаула. Районными и городскими партийными организациями руководили Евгений Рудаков, Анатолий Нечепуренко, Владимир Могутнов и Анатолий Точилин. Первоклассными специалистами в своем деле стали Виктор Чернов, Владимир Антонов, Пётр Останин, Виктор Панин и сотни других моряков-«свердловцев».

На новой родине

В раннюю осень 1957 года под звуки марша «Прощание славянки» сошли с корабля и первыми отправились на Алтай три моряка. А осенью следующего года по комсомольским путевкам уже поехали 68 демобилизованных «свердловцев». Они были буквально нарасхват. Сколько же их обжилось на просторах хлеборобного края, пришло в заводские цеха, заняло места в школах и учебных аудиториях! Никто не считал. Здесь они обрели свою вторую малую родину, создали семьи, построили дома, вырастили детей. И выросли сами.

…Ныне другие флаги и гюйсы колышут морские ветры на флотах России, корабли совсем иных надстроек и вооружения стоят на рейдах и у стенок, элементы формы одежды моряков поменялись. Но радует душу, что остались флотский порядок и морские традиции, трогает сердце красота строя, рвущие душу флотские марши. Наш флот, практически уничтоженный в постсоветское время, теперь возрождается, обретает боевую мощь и силу, вышел в океанские просторы, прочно обосновался в Северном Ледовитом океане.

Давно нет крейсера «Свердлов» – корабли ведь, как и люди, рождаются, живут и умирают. Но он живой памятью остался в душах тысяч моряков и тружеников края, побывавших на нем. А опыт шефства Алтайского комсомола над кораблями старейшего флота вновь обретает актуальность и востребованность.

*Алексей КОБЕЛЕВ, бывший старшина 2-й статьи крейсера «Свердлов», член Союза писателей России.

Крейсер «Свердлов»

Заложен на заводе № 189 в Ленинграде 15 октября 1949 года, спущен на воду 5 июля 1950 года, вступил в строй 15 мая 1952 года, поднялПостроение на юте крейсера. Балтийск военно-морской флаг 31 августа 1952 года.

Его характеристики: длина 210 м, ширина 22 м, осадка 7,45 м, водоизмещение 16 650 т. Две силовые установки суммарной мощностью 128 000 л. с., два винта диаметром 4,58 м. Скорость максимальная 31,5 узла, экономическая – 17 узлов. Дальность плавания – 9000 миль, автономность – 30 суток.

Вооружение: четыре башни главного калибра по три 152-миллиметровых орудия каждая, шесть башен универсального калибра 100 мм по два ствола каждая, 16 спаренных 37-миллиметровых автоматов и два торпедных аппарата по пять торпед калибром 533 мм. Экипаж – 1270 человек. Бронирование: борт – 100 мм, башни – 175 мм, рубка – 130 мм.

Совершил несколько океанских плаваний, дважды бывал в Великобритании (1953 и 1955), в Голландии (1956), дважды в Польше (1973 и 1975), в Алжире (1974), дважды во Франции (1974 и 1976) и в Германской Демократической Республике (1976). В феврале 1978 года законсервирован и поставлен в Лиепае на долговременное хранение. 30 мая 1989 года разоружен и исключен из состава ВМФ. В 1990 году продан частной фирме Индии для разделки на металл.

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня