Гараж или гламур — где отремонтировать свой автомобиль?

Гараж или гламур — где отремонтировать свой автомобиль?

Автор:

Общество, Местные новости

Проект «Журналист меняет профессию», в рамках которого представители краевых СМИ осваивали рабочие специальности, подходит к завершению. Группа автослесарей отстрелялась одна из первых.

Тэги: Журналист меняет профессию, конкурс СМИ

Венчал наше двухмесячное обучение самый настоящий экзамен.

Тяните билет

Наши последние занятия в Алтайском транспортном техникуме были посвящены оживлению местной «Тойоты-Виста», на которой студенты отрабатывают практические навыки в ремонте автомобилей. «Виста» вдруг перестала заводиться, а если изредка это и делала, то грохотала так, что, казалось, выплюнет сейчас движок, сделав себе харакири.Garazh-ili-glamur-gde-otremontirovat-svoj-avtomobil2

Под руководством нашего преподавателя Сергея Карнаухова мы снимали крышку клапанов, выпускной коллектор, проводили различные манипуляции с форсунками. В итоге «Виста» завелась, а попутно мы почистили ей катализатор, чего до этого на 22-летнем детище японского автопрома, видимо, никто не делал. Что ж, хочется верить, что после нашего вмешательства «Тойота» еще долго будет верой и правдой служить транспортному техникуму.

Экзамен для нас устроили самый настоящий, как для полноценных выпускников. 30 билетов по три вопроса в каждом – это не шутки. Классификация масел и маркировка поршней, устройство различных систем, принцип работы генератора и стартера – отвечать пришлось по полной программе. Выпускники отвечают по этим же билетам, а их практические навыки оценивают во время практики. Вот если они на экзамене начинают плавать, но при этом баллы за практику хорошие – тогда ученика просят что-то сделать и на практике. Мы ответили вполне сносно, комиссия осталась нами довольна.

Проблема в некомпетентности

Если мы все же когда-нибудь решим поменять диктофоны на набор инструментов и гидравлический подъемник, перед нами встанет выбор – идти наемным механиком в автосервис или работать на себя где-нибудь в гараже?

Справочник «ДубльГис» на запрос «Авторемонт и техобслуживание» выдает 418 организаций. И это – не считая дилерских центров различных марок, где так же есть свои сервисные службы. Сколько в городе гаражных мастерских, подсчитать сложно.

Во время нашего обучения нам довелось побывать в автосервисе «Свой», куда на производственную практику направляют студентов транспортного техникума. По словам директора Сергея Ситникова, в год через их службы проходит около девяти тысяч автомобилей, занимаются здесь всем – от техобслуживания до капитального ремонта двигателей.

— Чем отличается сервис от гаража? Мы оперативно способны решить любой вопрос. У нас есть склад запчастей, при этом если нужной детали нет на складе, можно подобрать аналог, чтобы водитель мог какое-то время ездить, пока не найдем оригинальную запчасть, - рассказывает Ситников.

В компании разработана своя система квалификации мастеров, есть четыре разряда. Начинающие работники занимаются самыми элементарными вещами, механик четвертого, высшего разряда должен уметь все. Кому-то, чтобы пройти все ступени хватает и года, иные могут и пару лет топтаться на месте. При этом куда-то на обучение своих специалистов автосервис не отправляет – как говорит Ситников, пробовали, но потом поняли, что смысла в этом нет. Если человек заинтересован, сам квалификацию повысит.

Руководитель убежден: если автовладелец ищет нормальный ремонт, не стоит обращаться к гаражным «дядям Васям», привлекающим ценой, но не гарантирующим качество.

— Некомпетентность – главная проблема таких мастеров, — говорит Ситников. – Как человек может чему-то научиться в своем гараже? Даже если он когда-то что-то знал и умел, со временем из-за однообразия работ квалификация теряется, оборудование изнашивается. Рекламную компанию он не проводит, с клиентами общаться не умеет — в итоге его доход зависит от того, как умело он может развести клиента. Мы нередко сталкивались с ситуациями, когда после гаражников машину чуть ли не по частям привозят, нужно все переделывать, а спросить зачастую не с кого.

Garazh-ili-glamur-gde-otremontirovat-svoj-avtomobil3 Нужно развиваться самому

У мастерских в гаражных боксах действительно нет рекламы. Но если такие мастера работают на высоком уровне, их телефоны автолюбители передают по сарафанному радио, а это зачастую эффективнее любой самой крутой рекламной кампании. На боксе, где работает Евгений Басалаев, нет никаких ярких вывесок. Зато здесь можно увидеть «лексусы» последних моделей и другие дорогие иномарки, а это говорит о многом.

Автомехаником Евгений работает пять лет. Окончил индустриально-педагогический техникум по специальности «техническое обслуживание автомобилей», потом АлтГТУ, отслужил в автобате, какое-то время занимался продажей запчастей. Однажды он познакомился с известным в Барнауле механиком (в прошлом автогонщиком) Борисом Лыткиным и вскоре стал его напарником.

— Здесь нет мастеров-приемщиков, красивых клиентских зон ожидания – но при этом так же способны выполнить любые работы от замены масла до капремонта двигателя. Мои машины здесь спасали неоднократно, зачастую после того, как им выносили смертный приговор после посещения крупных автоцентров, — говорит Ситников.

В ответ ему Басалаев также может привести много примеров, когда им приходилось переделывать работу за большими автосервисами.

— Порой люди приезжают с диагностическими картами, где под замену отмечены чуть ли не все элементы подвески. На деле же нужно лишь заменить втулки стабилизатора, которые издают громкий грохот, а остальное, пусть и не новое, но может еще поездить. Есть много специфических вещей, которые можно определять по тому, как работает холодный или прогретый двигатель, но этим не хотят заморачиваться, так как поток машин большой.

Именно это, по мнению Евгения, и является минусом работы крупных сервисов.

— Загоняют машину – можешь ты это сделать, есть ли оборудование, уложишься ли в срок – никого не волнует, бери и делай. От этого и качество работ зависит. Мы же, когда берем машину, рассчитываем силы, можем что-то посоветовать клиенту.

Он приводит пример: пригнали в мастерскую «камри» со стучащим звуком в двигателе. Перед этим в крупном сервисе в машине после жалоб на стук под капотом поменяли двигатель, однако болезнь не прошла.

— Послушал – звук шел со стороны пластикового впускного коллектора. Выяснил, что коллектор оставили старый. А у этих машин есть «болезнь» – в коллекторе заслонки отслаиваются и дребезжат. Можно либо поменять его, либо вскрыть и прикрутить в нем все на саморезы, что я и сделал. Недорогая работа, но вместо нее в предыдущем сервисе владельцу заменили нормальный двигатель за пятьдесят тысяч рублей, причем проблема не ушла, но дальше разбираться никто не стал.

Евгений уверен: грамотный механик даже в гараже и без рекламы никогда без работы не останется. Заработок зависит от сезона. Весной и осенью он гораздо больше – до 50-60 тысяч рублей, но и в другое время он не ниже средней заработной платы в регионе. При этом в докризисные времена зарабатывать было легче – сейчас клиент стал более экономным, реже вкладывается в большой ремонт, зачастую владея машиной по принципу «лишь бы ездило».

Единственное, в чем Евгений Басалаев солидарен с Сергеем Ситниковым, – при желании развиваться и совершенствоваться механик может делать это сам.

— Конечно, хороший мастер должен знать теорию. Пусть в техникумах и университетах не учат конкретно ремонту того или иного автомобиля, но дают знания о том, как все устроено и должно работать. Важно материаловедение – например, чтобы понимать, что нельзя приварить алюминий к чугуну, что у резьбы есть определенный шаг. А с развитием мирового автомобилестроения нужно совершенствовать знания. Есть много информации на YouTube – тот же канал Евгения Травникова «Теория ДВС», где он проводит обзоры двигателей, существуют форумы мотористов. Нужно держать себя в тонусе, разбираться в запчастях, брендах, знать особенности тех или иных моделей автомобилей. Например, сейчас у меня стоит «Мазда 6», где нужно поменять передний сальник коленвала – здесь нет шпонки, и если просто снять шкив, то фазы ГРМ уйдут, и потом загнет клапана. Простая процедура, но если не знать этот нюанс – можно попасть на дорогостоящий ремонт. Ну и здоровья механику нужно много, физически это тяжелая работа.

Мнение эксперта

Сергей Карнаухов, преподаватель Алтайского транспортного техникума:

— Идеальный автомеханик должен иметь три основных навыка. Во-первых, проводить грамотную диагностику. Нужно найти корень проблемы, прежде чем начинать что-то разбирать. Во-вторых, бережно относиться к автомобилю. В-третьих, уметь общаться с клиентом, слышать его и уметь донести информацию.  

Организаторы конкурса «Журналист меняет профессию»:

Министерство образования и науки Алтайского края, ООО «Барнаул-Спецодежда», региональный журнал «Алтайская Стройка», при поддержке и содействии Департамента по информационной политике Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края.

Фото Ярослава Махначёва.

 

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня