Время перечитать Шукшина

Время перечитать Шукшина

Автор:

Культура, Местные новости

Что Андрей Мерзликин открыл для себя в жизни и творчестве Василия Макаровича, готовясь к барнаульским спектаклям?

Тэги: Андрей Мерзликин, культура, Василий Шукшин, спектакль

28 и 29 апреля в Барнауле  вновь  прошли показы спектакля «Человек земли» – постановки о жизни и творчестве Василия Шукшина, премьера которой состоялась прошлым летом в рамках  Шукшинских дней на  Алтае. В главной роли барнаульские зрители  вновь увидели актера театра и кино Андрея  Мерзликина. За  пару часов до пятничного спектакля он ответил на  вопросы корреспондента «Вечернего Барнаула».

Для умного зрителя

- Андрей Ильич,  за последний год насколько тесно Алтай, Шукшин вошли  в вашу жизнь?

- Очень плотно. Настолько, что простое чтение рассказов Василия Макаровича перешло  в изучение его  жизни. В прошлом году  состоялась премьера «Человека земли», мы  съездили в Сростки – и потом пришло понимание, что  мы не  хотим на  этом прощаться, что  постановка не  должна ограничиваться одним фестивалем. Спасибо  Губернатору края Александру Карлину, который принял решение, сказал: «Делу быть!», и началась дальнейшая работа.

И вот в конце  апреля мы нашли даты, устраивающие всех. Верю, что  спектакль будет жить и дальше, его  возобновление не будет  разовым – и даже появились мечты и перспективы сыграть его  в других городах: не только в Москве и Санкт-Петербурге, но  и там, где  есть возможность собрать оркестр.

Шукшин всегда был любим  и актуален, но сейчас в обществе утеряны некоторые общечеловеческие ценности – и пришла пора  перечитать Василия Макаровича, возможно, даже  вслух. На этой  постановке можно окунуться в мир русского языка, правильного, сильного и мощного, здесь говорится о таких темах, которые в последнее время искусство не затрагивает, что грустно. И в результате вырастает поколение людей, которое не понимает, чем может гордиться, в какой стране живет, в чем сила русского человека, в чем его немощь. Я говорю несколько плакатные вещи, но это так.

-  Как  вы   думаете, столичному зрителю спектакль будет интересен?

- Однозначно. Зрителю интересно, когда  с ним разговаривают как  с умным, серьезным человеком. Это не  значит, что  мы  должны перестать смотреть что-то  с попкорном, но нужна и альтернатива, люди соскучились по интересным темам. Спектакль – это не урок, как надо  жить, но произносятся такие  слова, как «совестливость», «трудолюбие», «человечность». В нем много юмора – в какой-то степени постановка может и развлечь зрителя. Звучат 32 полноценные музыкальные композиции из той эпохи  – это настоящий живой концерт. Добавьте к этому видеоряд – даже жители Барнаула не все ведь бывали в Белокурихе, Сростках, Горном Алтае, а что уж говорить про другие города. Может, и я кого-то тоже интересую – зрители видели меня  в фильмах, сериалах, им любопытно, как я выгляжу на сцене.Vremja-perechitat-Shukshina (1)

Плохо, что  и в Барнауле  спектакль пока ставится лишь  с моим участием. Надо  убирать  эту мысль о провинциальности, такие спектакли можно организовывать и без приезжих актеров. Конечно, известный человек привлекает внимание зрителей, СМИ, билеты лучше  продаются. Но он может раскачать спектакль, сделать рекламу, а потом  его место вполне  способен занять и местный артист. Ничего такого уж  сложного в этом нет  – просто нужно любить тему, человека, про которого рассказываешь.

Связь земли

- Что  нового вы  для себя открыли в Шукшине  во время  подготовки к спектаклю?

- Его искренность, пронзительность. До этого  я читал лишь его литературные произведения. На Алтае было издано девятитомное собрание сочинений, куда  включили письма, публицистику, записки. Кстати, в Москве это собрание  очень  трудно купить – сестра нашла объявление о продаже за 100 тысяч рублей. А у меня это издание есть, и, читая письма, открыл для  себя его пронзительное, нежное  отношение к матери, к родине. Не могу  сказать, что я такой  же, как он, но читать такие вещи всем нам полезно. Думаю, пригодятся они и мне, ведь я еще  и молодой отец  (у Андрея Мерзликина четверо детей, младшему сыну Макару – год. – Прим. авт.). Вообще, всем  нам следует вновь перечитать некоторые вещи. В юности ведь как изучали литературу в школе – по верхушкам, сделав вид, что поняли. А на самом деле все написанное  начинаешь  осознавать только с возрастом и опытом.

Vremja-perechitat-Shukshina (3) Для меня есть две опоры, на  которых держится наша культура, – Шукшин и Высоцкий. Они – вершина, при  этом, слава богу, дальше есть имена, список большой. Поделюсь с вами: только что  мы  закончили первый этап  картины о жизни советского драматурга Александра Вампилова. Основная фактура уже  снята, летом поедем на Байкал, на место  его гибели, снимем заключительные сцены. Удивительно, Вампилов – почти земляк Шукшина, и у обоих была тесная связь с  Вологодской областью, у обоих там жили друзья. У Шукшина – Василий Белов, у Вампилова – Николай Рубцов, оба туда писали письма. Эта связь Байкала, Алтая и Вологодчины для меня тоже стала  открытием, и вообще в судьбах Шукшина и Вампилова  много общего.

Святая дата

- В спектакле «Человек земли» много рассказывается  о кинопроцессе тех лет. Есть что-то общее с современностью?

- Что-то осталось, но меняются технологии, темпы работы. Плюс сейчас пришло обытовление: нужно все делать так, как в жизни, аллегории пропали. Исчезли фильмы, где думаешь, может  быть  так на самом деле  или  нет, при этом ты понимаешь, о чем  хотели сказать. Ушел иносказательный язык.

- Шукшин, по  одной из  версий, не  знал, что есть такие институты, где  учат снимать кино. И вы  тоже  рассказывали, что  до поры до времени  не подозревали об актерских вузах.

- Не  знаю, как  Шукшин, а я на  самом деле не  знал. И даже актером стать не мечтал. Может, есть в этом  какое-то  совпадение, но я бы не стал проводить параллели, давайте на этом остановимся. А меня в актерскую профессию именно занесло. Я оканчивал Госакадемию сферы быта и культуры в Москве, узнал, что есть актерские факультеты и вузы, решил посмотреть, что это такое, вот и поступил. Желания стать актером не  было, я в профессии решил остаться, уже когда  окончил ВГИК и самостоятельно начал  что-то  делать.

- У вас  много ролей в военных  фильмах. Кто у вас в семье  воевал?

- Дедушки, бабушки. Наше поколение росло и видело фронтовиков, слышало их рассказы. А наши  дети  – уже нет. И узнают о войне из Интернета и телевизора, где за- частую история подменяется. Интернет лжеистория вообще заполонила. Я в этом смысле не большой аналитик, но эти процессы вижу. И понимаю – хорошо, что я что-то  помню, знаю и  могу это  передать детям.

- В шествии «Бессмертного полка» принимали участие?

- Пока нет, в этом году пригласили в Екатеринбург, так что пойдем там.

Главная роль

- Какую свою роль считаете самой  важной?

- Как правило, такой  многие   считают последнюю. И у меня в какой-то степени так. В 2016 году  вышла картина  «Зеленая карета». Роль  режиссера Раевского (за нее Андрей Мерзликин в прошлом году получил  приз Шукшинского кинофестиваля «За лучшую мужскую роль». – Прим. авт.), считаю, самая знаковая и значимая для меня по тематике, одновременно и понятна, и сложна. Надеюсь, подобное скажу  и о картине «Облепиховое  лето» про  Вампилова, но лучше заранее ничего не говорить.

- Еще  в одном фильме с вашим участием есть  слова «не мы такие  – жизнь такая». Насколько они  сейчас  актуальны?

- Сейчас они не верны. Но фильм «Бумер» о 1990-х годах, и они отражают то, чем  тогда жило общество. Фильм  был  и остается культовым, но  я с радостью понимаю: хорошо, что это осталось так далеко.

Фото Ярослава Махначёва. 

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня