На протяжении трех дней булгаковская пьеса собирала полные залы

На протяжении трех дней булгаковская пьеса собирала полные залы

Автор:

Культура, Местные новости

В Краевом театре драмы состоялась премьера спектакля «Зойкина квартира» режиссера Алексея Логачёва. Для того чтобы увидеть эту постановку, зрители спрашивали у входа лишний билетик, умоляли администраторов предоставить им входные стоячие места. Все билеты были проданы еще за полмесяца до премьеры.

Тэги: театр драмы, культура, спектакль, пьеса

И этот зрительский ажиотаж вполне объясним. Давно сотрудничая с нашим театром, Алексей Логачёв успел поставить на его сцене два ярких спектакля – «Пленные духи» и «Укрощение строптивой» (как признается он сам, это одни из самых сильных его постановок в театрах страны). Логично, что после их оглушительного успеха третья работа режиссера вызвала у зрителей столь высокий интерес. К тому же на этот раз его внимание привлекла «Зойкина квартира» – любимая булгаковская пьеса. Свой выбор Алексей Логачёв объяснил еще и тем, что в этом произведении автором поднимается тема нормы жизни, актуальная и для сегодняшних дней. Поставлен и вопрос, а стоит ли за эту норму так отчаянно бороться, как делают это герои пьесы.

Что касается самого спектакля, то в нем занята большая часть труппы театра – в постановке довольно много массовых сцен. Всю эту многоликость режиссер демонстрирует сразу – перед началом действия по сцене продефилировали все персонажи пьесы, около 30 человек. Они словно задали тон, стиль предстоящему спектаклю, уносящему зрителей почти на столетие назад. Действительно, с первых минут публика погрузилась в атмосферу времен НЭПа с характерными для той поры жилищными уплотнениями, делениями на партийных и «графьев», на своих и чужих… Все это еще ярче проявилось на фоне истории нэпманши Зои Пельц (Елена Адушева), решившей всеми правдами и неправдами разбогатеть и уехать за гранNa-protjazhenii-treh-dnej-bulgakovskaja-pesa-sobirala-polnye-zalyTXT ицу. В эту историю оказалось вплетено множество людей – от представителей интеллигенции до самых отъявленных жуликов. Этот широчайший диапазон характеров и был представлен на сцене.

Это и любовник Зои, бывший граф Обольянинов (Антон Кирков), и горничная Манюшка (Анна Бекчанова), и кузен Зои, шулер и пройдоха Аметистов (Александр Хряков), и председатель домкома, взяточник Аллилуйя (Александр Рогозин), и директор треста тугоплавких металлов Гусь (Эдуард Тимошенко), уж не говоря о посетителях ночного ателье, которое организовала в своей квартире Зоя.

Причем, как показалось, эти персонажи были интересны не каждый по отдельности, а во взаимодействии с другими героями. К примеру, было довольно интересно наблюдать за взаимоотношениями влюбленных Манюшки и китайца Херувима (Виктор Осипов), за препирательствами Обольянинова и Аметистова, Зойки и Аллилуйи. В итоге в спектакле сложились удивительные актерские ансамбли, в которых, помимо слов, ценность имеют и мимолетные взгляды, и оборванные фразы, и паузы.

Необычно решено в спектакле и сценическое пространство – наклонная плоскость пола словно свидетельствует о зыбкости мира, о его неустойчивости (особенно впечатлил рояль, установленный под углом к зрительному залу). Не случайно актеры, снующие из комнаты в комнату, словно вываливаются из дверей, выносятся на сцену. Бросается в глаза и огромная нелепая люстра, нависшая над Зойкиным жилищем, которая, кажется, вот-вот рухнет. Интересной показалась задумка режиссера, благодаря которой он переносил действие из одного места в другое – то с помощью театра теней, то с помощью устремленной под сцену лестницы.

Все это придавало действию еще большую насыщенность, когда создается ощущение, что в одной точке происходит столько всяких событий.

Во время спектакля в зале то слышался хохот, то раздавались одобряющие или осуждающие реплики в адрес того или иного персонажа. В общем, публика живо реагировала на происходящее на сцене, была словно вовлечена в действие.

Следующие показы спектакля «Зойкина квартира» состоятся 10 и 11 мая.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Елена Кожевникова, театровед:

- Спектакль «Зойкина квартира» – большая творческая удача Краевого театра драмы в освоении игрового театрального пространства. Здесь каждый персонаж играет определенную роль в истории, надевает на себя ту или иную маску. Не случайно этот спектакль впервые был поставлен на сцене Вахтанговского театра – театра экспериментального, игрового, некогда существующего в пику МХАТу, театру психологического погружения. Игровой театр предполагает иной способ существования актеров на сцене. И в этом Алексей Логачёв верен себе – «Зойкина квартира» поставлена в той же стилистике, что и предыдущий спектакль режиссера, «Укрощение строптивой».

В нем нет трагизма, большой печали по поводу того, что мечты некоторых героев не осуществились (да и сам автор не предлагал на эту тему печалиться). В этой истории удивило другое – упоминание о минувшем времени как о части жизни сегодняшней. Причем все это режиссер дает нам понять еще в самом начале, во время пролога, когда в полумраке на сцене появляются и исчезают лица ушедшей эпохи. Нам не удается их разглядеть, но они что-то пробудили в нас, заставили встрепенуться. В этом и заключается тонкий лиризм постановки, где есть место не только авантюрным проискам Зойки и ее окружения (из всех персонажей, пожалуй, только бывший граф вызывает сочувствие), но и отголоскам той, давно ушедшей жизни. Еще для меня особо ценно в спектакле цитирование театральной культуры – переклички с театром Мейерхольда, Вахтангова. Режиссер словно дает нам понять, что ничто не забыто и не брошено.

Фото Андрея Луковского.

На протяжении трех дней булгаковская пьеса собирала полные залыНа протяжении трех дней булгаковская пьеса собирала полные залыНа протяжении трех дней булгаковская пьеса собирала полные залыНа протяжении трех дней булгаковская пьеса собирала полные залыНа протяжении трех дней булгаковская пьеса собирала полные залы
Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня