Почетный гражданин Барнаула Анатолий Кондыков отметил юбилей

Почетный гражданин Барнаула Анатолий Кондыков отметил юбилей

Автор:

Культура, Местные новости

Недавно свое 70-летие отметил Анатолий Кондыков – ныне советник при ректорате Алтайского государственного института культуры, ректор этого вуза с 1991 по 2014 год, кандидат философских наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ.

Тэги: юбилей, почетный гражданин Барнаула, Алтайский государственный институт культуры

Корреспондент «Вечернего Барнаула» встретился с юбиляром.

Прочный фундамент

- Анатолий Степанович, Барнаул для вас – родной город?

- Родной и страстно любимый. Однако родился я не здесь. На свет я появился в довольно поэтическом месте нашего края – в городе Змеиногорске, в центре Рудного Алтая, в одном из самых красивых мест на земле. Здесь я вырос, окончил школу, поступил в Горно-Алтайский педагогический институт на химико-биологический факультет, после чего два года проработал учителем в змеиногорской школе. Потом меня пригласили на комсомольскую работу, которой я посвятил одиннадцать лет. Однажды в крайкоме партии мне довелось курировать социальную сферу. Это было время, когда вузы края активно разрабатывали программы своего развития, которые принимались тогда совместно с бюро крайкома партии, крайисполкомом и соответствующими министерствами. Так я оказался причастен к формированию образовательных программ сначала мединститута, а затем и института культуры. Поэтому когда в 1991 году впервые в истории были объявлены выборы нового ректора в АГИК, я оказался в числе семи кандидатов на этот пост. И люди проголосовали за меня, отдав за мою кандидатуру 72% голосов. Это доверие я всегда старался оправдать.

- Что представлял из себя институт культуры?

- Уже тогда это был сильный вуз. До меня его возглавляли основатель АГИК и первый его ректор Николай Григорьевич Устенко, потом на протяжении нескольких лет – Александр Александрович Прохожев. Им удалось заложить прочный фундамент, ставший надежной основой для дальнейшей работы. Признаться, прежде чем занять этот пост, я долго раздумывал, сомневался. Ведь мне предстояло прикоснуться к тонким материям, возглавить коллектив настоящих профессионалов, своего рода богему. Уже тогда в числе педагогов были известные артисты, деятели искусств и культуры края.

Вместо выживания

- Но ведь еще это была эпоха тех самых лихих девяностых. Как она отразилась на деятельности института?

- Да, это было непростое время. Тогда в государстве активно обсуждался вопрос, нужны ли вообще подобные вузы. Ведь институты культуры в ту пору были сильно идеологизированы. Помню, ближайший соратник Ельцина, госсекретарь РСФСР Геннадий Бурбулис в те годы заявлял, дескать, как это так, коммунистической партии у власти уже нет, а вузы культуры до сих пор действуют. Тогда процесс реформирования коснулся всей системы образования. Однако сфера культуры, и без того финансируемая по остаточному принципу, пострадала больше всего. Но на собрании коллектива мы решили, что даже в этих условиях мы не сдадимся. И мы выбрали путь развития, несмотря ни на что. В этом мне помог предыдущий опыт. Дело в том, что я защищал кандидатскую диссертацию по теме «Формирование экономической культуры». Позже, работая в Третьяковском райкоме партии совместно с учеными Сибирского отделения Академии наук, мы проводили эксперимент по внедрению системы хозрасчета. Этот опыт позволил провести в вузе эксперимент в новых условиях хозяйствования. Суть его в том, что всю сумму, которую институт получал от государства, нам было разрешено расходовать по своему усмотрению. Для начала мы перешли из государственного банка в коммерческий, перед которым было поставлено жесткое условие – по первому требованию выплачивать нам необходимые суммы на зарплаты, стипендии, хозяйственные нужды. В итоге в нашем вузе не было ни месяца задержки заработной платы педагогам, несмотря на всеобщий кризис. Более того, студенты исправно получали стипендию, а вуз регулярно обновлял свою материально-техническую базу. Знаю, что многие специалисты, решив было уйти из вуза, потом туда возвращались.

- Насколько начавшееся еще в 1990-е годы реформирование вуза прошло безболезненно?

- Время показало – тогда нами была выбрана верная стратегия развития. Свои новые образовательные программы мы разрабатывали с учетом требований времени. Для этого нам понадобилось провести исследования рынка труда, отследить все новые явления в сфере культуры, отреагировать на них с учетом наших возможностей. В итоге у нас стали появляться дополнительные факультеты, новые специальности. Так, в стенах нашего вуза мы начали готовить артистов театра и кино, музыкантов консерваторского уровня, художников-дизайнеров, режиссеров праздников… В целом сегодня подготовка специалистов ведется более чем по 30 направлениям, уделяется большое внимание повышению квалификации сотрудников, подготовке будущих ученых на базе аспирантуры. Существует еще один говорящий показатель – в настоящее время научные степени имеет свыше 70% педагогического состава вуза. Среди них и доктора наук, и профессора, и заслуженные деятели культуры, заслуженные артисты, мастера сцены. Но есть еще более важный показатель – сегодня выпускников нашего вуза можно встретить на сценах краевых театров, Домов культуры, в прославленных коллективах, в школах искусств. Встречаясь с ними на концертах, спектаклях, праздниках, да и в обычной жизни, я всегда испытываю гордость, что я тоже причастен к их успеху.

Фото Андрея Чурилова.

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня