Глина с характером: журналист продолжает менять профессию

Глина с характером: журналист продолжает менять профессию

Общество, Местные новости

Журналисты «Вечернего Барнаула» продолжают осваивать новые профессии. Как быстро, как незаметно пролетел месяц, а это половина из того времени, которое отмеряно для пяти сотрудников алтайских СМИ, которые обучаются гончарному искусству в Алтайском политехническом техникуме в рамках проекта «Журналист меняет профессию».

Тэги: Журналист меняет профессию, конкурс СМИ

Как мы уже писали, конкурс этот имеет благородную цель — показать привлекательность рабочих профессий.

Процесс «отмучивания»

Выбрав профессию гончара, я нисколько не пожалела, ведь привел меня к этому искренний интерес к процессу и к гончарному кругу. Но прежде, чем начать работу с глиной, нужно с ней познакомиться. Есть в ней что-то мистическое, даже в Ветхом Завете говорилось, что Бог создал человека из глины.

С незапамятных времен в природе находили глину и делали из нее посуду, светильники, игрушки, грузила для рыболовных сетей, бусы, пуговицы, даже катушки для ниток. Для прочности обжигали поделки на костре, потом изобрели специальные печи — горны, и само слово «гончар» произошло от названия обжиговых печей.

Как рассказали нам на наших занятиях, в природе встречается разная глина: голубая, редкая белая, жирная железистая, черно-синяя… Однако при ее обжиге вся она, кроме белой, меняет цвет. Объясняется это тем, что при воздействии высокой температуры выгорают органические частицы. На цвет глины также влияют различные минеральные примеси и соли металлов.

Еще глина бывает «жирная» и «тощая» в зависимости от количества песка.

К слову сказать, нормальной, т.е. средней жирности, считается глина, содержащая 15% песка. Кроме того, в старину каждый уважающий себя гончар имел свои заветные месторождения глины – так называемые ямы-копанцы. Сейчас же любой желающий, имея лопату, терпение и везение может найти глину по берегам рек, озер, в карьерах, даже в собственном огороде. А чтобы проверить ее пригодность нужно просто скатать в руках небольшой жгутик и согнуть его. Если в месте сгиба не возникает трещин, значит, она вполне годится для работы.

И вот вы, удачливый глиноискатель, извлекли ее из глубоких ям с невероятными трудностями и думаете, что теперь-то можно лепить, но нет, глину еще нужно перемолоть в бетономешалке, промыть, просеять и отмучить. Но не пугайтесь, «отмучить» — это не от слова

«мучить», а от слова «муть». Да, да, отмучивание — один из этапов подготовки глины к работе, когда часть глины нужно залить тремя частями воды и оставить на ночь. А утром размешать ее мутовкой, дать отстояться и затем слить воду, не замутив, после этого процедить. Лучше всего для этого, как выяснилось, подходят женские колготки.Glina-s-harakterom-zhurnalist-prodolzhaet-menjat-professiju

Если глина слишком жирная, в нее вводят так называемые отощающие добавки. Это может быть песок, опилки, даже шерсть животных и пух тополя. Ну, теперь глину осталось перебить и перемять и не просто, а соблюдая технологию, затем разрезать, используя специальную гончарную струну, плотницкий струг или большой нож, а после разрезания несколько раз с силой бросить куски друг на друга определенным способом. Наконец, когда вы накатали шарики из готовой глины, накрыли их увлажненной тканью, а затем завернули в полиэтиленовую пленку, после всех мытарств можете наконец выдохнуть…

...А в следующий раз, когда соберетесь что-нибудь вылепить из глины или поработать на гончарном круге, просто пойдете в магазин и купите готовую, посвятив сэкономленное время непосредственно творчеству.

«Шликер» и «шамот»

А мы наше творчество начали с заливки гипсовых форм. Это позволяет получить готовое изделие без всяких усилий — заливай, жди, когда высохнет, доставай готовое. Казалось бы, почему бы не делать все таким способом, ведь это быстро и удобно. Однако, как сказали наши преподаватели Надежда Ивановна и Сергей Леонидович Незбудей, «изделие, сделанное руками, имеет абсолютно другой, особый характер. Оно живое, в нем чувствуется душа. Тем и ценится ручная работа».

Нашей первой ручной работой стали петушки — символы года. После просушки и обжига мы затерли наши поделки смесью акриловой краски и крема для обуви. Это дало изделиям глубину рельефа и интересный оттенок старины. Глина — чувствительный материал, легко впитывает любые красители. Убираешь лишнее чистой тряпочкой и получаются отличные и выразительные вещицы.

Освоили мы уже и жгутовой метод лепки, и лепку пластинами. Из жгутов сделали крынки, а из пластин ваяем домики. Здесь полет фантазии практически неограничен, декор самый разный. Начались и творческие муки, я, например, долго не могла слепить кота и девочку для своего дома — хотелось, чтоб были с характером. Конечно, не помешает иметь художественные способности, чтобы создать шедевр.

Узнали мы и о древних способах формовки, например, на веревочной болванке. Для этого способа наши прадеды брали деревянный стержень, обматывали его рядами веревки и облепливали всю болванку. Затем, когда глина подсыхала, медленно вытягивали веревку. Сосуды, имеющие форму простых геометрических тел, таких, как цилиндр, призма, конус, пирамида, можно лепить на болванке из любого твердого материала. Вместо специально изготовленных болванок можно с успехом использовать различную посуду, подходящую по форме: бутылки, банки и т.п. При формовке блюда можно использовать тарелку.

Еще один древнейший способ — лепка сосуда из целого куска глины. Выполняется самыми простыми подручными инструментами — камнем- голышом и колотушкой. Камень кладут на колобок из глины, а сверху ударяют колотушкой.

Эти способы кажутся примитивными, но к ним прибегают керамисты всего мира, если требуется создать уникальный сосуд сложной формы. И вот, что интересно, гончарный круг, ради которого «все мы здесь сегодня собрались» оказался не главным, ведь практически любое изделие можно изготовить руками и без его применения. И это удивительно.

Работа руками настолько затягивает, что не замечаешь, как проходит восемь-девять часов занятия. Глаза разбегаются, когда видишь на полочках в нашем классе глиняные поделки. Хочется попробовать сделать все, но времени, конечно, не хватит. Полный цикл изготовления изделия включает в себя сушку в течение нескольких дней, затем затирку, обжиг и последующее декорирование. Да, не скоро дело делается...

Нам еще предстоит изучить различные приемы декорирования. Уже залиты формы для ваз. На них мы будем отрабатывать метод сквозного прорезывания узоров. Ждет нас еще и «молочение», также хотелось бы попробовать роспись ангобами. Вот такая терминология прочно вошла в нашу жизнь, и мы уже не путаем «шликер» с «шамотом» и «турнетку» с «табуреткой».

И впереди еще столько увлекательной работы, хочется сделать многое. Что ж, будем стараться.

Напоминаем, что организаторами конкурса «Журналист меняет профессию» выступают:

Министерство образования и науки Алтайского края, ООО «Барнаул- Спецодежда», региональный журнал «Алтайская Стройка», при поддержке и содействии Департамента Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по информационной политике.

Людмила Киршенман текст и фото.

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня