Когда сходятся математика и Бог получается кино

Когда сходятся математика и Бог получается кино

Автор:

Культура, Местные новости

Известный российский кинооператор Алишер Хамидходжаев рассказал о магии кино.

Тэги: год российского кино, Алишер Хамидходжаев

На счету Алишера Хамидходжаева – такие фильмы, как «Все умрут, а я останусь», «Бумажный солдат», «Сказка про темноту», «Жить», «Братья Ч» и многие другие. Несмотря на столь яркие работы в игровом кино, Алишер все же тяготеет к кино документальному, где запечатлена жизнь реальная, в которой главный герой – человек.

Недавно Алишер Хамидходжаев стал почетным гостем музея редкой книги, действующего при Центральной городской библиотеке им. Н.М. Ядринцева, где в рамках проекта «История горожанина в книжной коллекции» состоялось закрытие Года российского кино.

Остро чувствуя времяKogda-shodjatsja-matematika-i-Bog-poluchaetsja-kino2

Свою страсть к документальному кино Алишер Хамидходжаев объясняет тем, что с детства он любил читать книги, в которых ощущается время, дух той или иной эпохи.

- Вероятно, поэтому я всегда зачитывался книгами пишущих художников – таких как Константин Коровин, Кузьма Петров-Водкин, Павел Филонов, своего рода Гиляровских от живописи, – говорит он. – Эти люди не просто жили, они ощущали время, чувствовали его. А для художника, на мой взгляд, нет ничего важней. В этом году я участвовал в съемках нового фильма Бориса Хлебникова «Аритмия», рассказывающего про врача скорой помощи (главную роль в нем блестяще исполнил актер Александр Яценко) – человека вроде как пьющего, но хорошо знающего свое дело. И этот демиург от медицины получился таким живым, таким понятным, вызывающим искреннее сочувствие. Работая над этой картиной, я вдруг понял, что в нашей стране давно не снимали фильмы про людей труда, а это, оказывается, так важно. Но для того, чтобы затея воплотилась талантливо, нужно остро чувствовать отображаемое время.

Как вспоминает Алишер Хамидходжаев, камеру в руки он впервые взял еще будучи школьником, в одном из фотокружков ташкентской школы. Потом записался в любительскую киностудию, а затем, уже учась во ВГИКе, стал посещать занятия по документальному кино, которые для его курса были вовсе не обязательными.

- Там нам показали ленту «Наша мама – герой», снятую режиссером Николаем Обуховичем в 1979 году и пролежавшую на полке около десяти лет, – говорит Алишер. – В ней рассказывается о герое труда, знаменитой ткачихе Ивановского комбината Голубевой. Она показана у станка, на трибуне, в окружении депутатов Верховного Совета. А потом, уже в конце фильма, эта женщина приходит домой и плачет… Когда я увидел эту картину, я поразился тому, как удивительно можно снять человека. Тогда в работе кинооператора именно это показалось мне самым важным. Поэтому оказавшись однажды в Ленинградской студии документальных фильмов, я решил там остаться, поучиться мастерству снимать простых людей.

На правах соавтора

По мнению кинооператора, в игровом кино жизнь всегда искусственно воссоздаваемая. Хотя и это можно сделать мастерски, как, скажем, Алексей Герман-младший (собственно, как и старший), с которым Алишер работал над картиной «Бумажный солдат», номинированной на Европейскую кинопремию за лучшую операторскую работу и получившей «Золотую Озеллу» Венецианского кинофестиваля за выдающийся технический вклад, а также премию «Ника».

Kogda-shodjatsja-matematika-i-Bog-poluchaetsja-kino3 - Во время работы над этой картиной я понял, что стоя по ту сторону камеры, важно чувствовать находящегося перед тобой человека, испытывать к нему доверие, – рассуждает он. – То же самое я могу сказать о режиссере, с которым ты всегда работаешь на правах соавтора. Чтобы на съемочной площадке не возникало конфликта интересов, нужно внимательно прислушиваться к тому, что говорит режиссер, и честно выполнять свою работу. Причем все, чем ты занимаешься, нужно любить, иначе придется слишком много времени проводить в рюмочной (смеется).

И еще, по мнению оператора, кино стоит снимать затем, чтобы в итоге получить воздух - ту самую атмосферу, неосязаемые кружева, которые ценнее любого сюжета. Причем, как говорит Алишер, никогда не знаешь, откуда все это брать. То есть все математические расчеты оператора – ничто без вмешательства сил свыше.

- Операторская работа – сплошная импровизация, – рассуждает он. – К примеру, тебе нужно снять машину скорой помощи, выезжающую из-за угла, а в камеру вдруг случайно попадает сидящая на скамейке бабушка. И ты берешь и вписываешь ее, неведомо откуда взявшуюся, в канву сюжета. В итоге эта бабушка привносит настроение в кадр, заставляет его запомнить. Без импровизации работаешь лишь при съемках рекламы, где нужно следовать четкой раскадровке. В кино – от случайностей во многом зависит успех картины.

И еще Алишер Хамидходжаев уверен: каждая картина требует особенного технического подхода, операторской манеры. Хотя сам кинооператор – сторонник неспешных съемок в стиле повествования. Поэтому он любит снимать длинные планы, благодаря которым видно, что происходит с человеком в определенную единицу времени.

- Когда меня спрашивают об авторитетах в среде операторов, я всегда отвечаю: все они давно находятся на Троекуровском или на Новодевичьем кладбище, – говорит он. – И вообще, все важное давно снято до нас. Но ведь должен же кто-то сегодня работать…

Кстати

Барнаул для Алишера Хамидходжаева – город не чужой. Отсюда родом его жена Людмила Дюпина – художник-постановщик таких известных кинолент, как «Волчок», «Жить», «Сказка про темноту», «Другое небо», «Школа»… В этом году Алишер успел поучаствовать в съемках двух кинокартин – «Аритмия» Бориса Хлебникова и «Война Анны» Алексея Федорченко.

Фото Михаила Полубедова.

 

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня