У каждого своя песня: Владимир Гориславцев

У каждого своя песня: Владимир Гориславцев

Автор:

Культура, Местные новости

На прошлой неделе Барнаул посетил наш земляк, а ныне – петербургский керамист, заслуженный художник России Владимир Гориславцев.

Тэги: культура, выставка, керамика

Уроженец Барнаула, Владимир Гориславцев стал признанным мастером в работе с керамикой, действительным членом Российской академии художеств, членом Международной академии керамики, председателем жюри ежегодного Фестиваля сибирской керамики. Возвращаясь с очередного фестиваля, Владимир Николаевич заехал в родной город. Школьникам, которые пришли на встречу с художником, он рассказал о керамическом искусстве разных стран, а корреспонденту «Вечернего Барнаула» – о тонкостях собственной работы с фарфором и фаянсом.U-kazhdogo-svoja-pesnja-Vladimir-Gorislavcev01

Посвящено красоте

- На персональных выставках у меня часто спрашивают: «Вы, наверное, в детстве глиной увлекались?». Ничего подобного, – говорит Владимир Гориславцев. – Я никогда не держал в руках глину, а к керамике пришел так. Когда я приехал в Мухинское училище в Петербурге (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. – Прим. авт.), знакомые, которые там учились, посмотрели на мои работы и сказали: «На живопись однозначно не поступишь, не потянешь, слишком большой конкурс. Как у тебя с математикой?». Я говорю: «Еле-еле получил четыре балла». – «Значит, на архитектуру не пойдешь, на дизайн не пойдешь – там высшая математика. Либо текстиль, либо керамика». Я выбрал керамику. На тот момент мне было 25 лет.

Я работаю с солями металлов, эта техника довольно редкая и сложная. По этой причине меня три раза приглашали в американские университеты, чтобы я преподавал студентам. Я работал в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Балтиморе. Один раз приглашали в Англию.

- Тем не менее изображаете вы чаще всего Петербург и пейзажи Алтая.

U-kazhdogo-svoja-pesnja-Vladimir-Gorislavcev02 - Конечно, я не мог не посвятить хотя бы одну работу своей малой родине. И я создал серию работ о Телецком озере. Она была объемная, около 15 больших фаянсовых тарелок. Вообще, у меня две основные темы: мосты и каналы, дворы Петербурга. Дворы – это довольно редкая тема, не все художники берутся за нее. Ну, напишут один дворик, вид из окна мастерской, но чтобы серию посвятить – не могу такого припомнить.

- Почему так выходит, как вы думаете?

- Я думаю, у них в сердце нет потребности такой. А меня заброшенные дворы привлекают. Потому что в этих дворах кто-то жил, кто-то страдал, кто-то любил. Находишь какой-то необычный эркер, игру архитектурных объемов. В конце концов, это грех – жить в таком красивом городе, как Петербург, и не посвятить ему ни одной работы.

- А Барнаулу вы посвящали?

- К сожалению, нет. Я уехал из Барнаула, когда мне было 16 лет. Но каждые два-три года приезжал к родителям, а в 2003-м в Барнауле была моя персональная выставка. Я выкупил четыре места в купе поезда и полностью забил их работами.

Работа вслепую

- Если те же самые картинки перенести на бумагу, на холст, что они потеряют, чем в этом плане керамика особенна?U-kazhdogo-svoja-pesnja-Vladimir-Gorislavcev03

- На холсте можно сделать очень многое. Что-то не понравилось – взял кисточку, небо переписал. А в керамике это невозможно. Один раз обожгли – все. Чтобы достичь каких-то результатов, надо хорошо знать материал. Материал диктует стилистику, так в этом вся и прелесть! Если керамист учитывает форму, поведение материала после обжига, хитрости поверхности, тогда получится интересная работа.

Роспись керамики – непредсказуемый процесс. В 2004 году директор Эрмитажа пригласил 51 художника поработать на фарфоровом заводе Ломоносова, нам бесплатно предоставляли обжиг, а потом из получившихся работ сделали выставку. Я прихожу на завод, и главный художник мне говорит: «На первом этаже у нас стоит большая печка у Юры. То есть обжигальщика зовут Юра. У него выгорают все коричневые краски. А вот у Любы печка на втором этаже – там все зеленые выгорят». Поэтому я был вынужден во все печи, которые нашел, поставить пробники. Полмесяца занимался только тем, что обжигал пробники.

Надо сказать, что соли металлов – это работа вслепую. Когда я провожу кисточкой по сухой тарелке, жидкость как в промокашку вся уходит, и я ее не вижу. Должен в уме держать, что вот тут я два раза прошел, тут три, а тут у меня красный фон. После первого обжига проявляются бледные цвета, и только после второго обжига, когда на поверхность попадает глазурь, это все вспыхивает. Тогда и видно результат – попал ты или не попал. Не попал – значит, садись, делай все заново.

- Сейчас уже не приходится переделывать из-за того, что не попали?

U-kazhdogo-svoja-pesnja-Vladimir-Gorislavcev09 - Благодаря тому, что я тщательно готовлюсь с помощью пробников, у меня в принципе не было таких проколов. Но у меня есть студенческие работы, которые я никогда не буду выставлять, потому что они не того уровня, к которому привыкли зрители. Что я делаю: просто выношу их во двор, разбиваю на мелкие куски и выбрасываю.

Своя песня

- Сейчас встречаются совершенно неожиданные решения в керамике. Совсем недавно я был в Эстонии, меня поразили некоторые вещи – даже в голову не придет, что такое можно в керамике сделать. И описать вам я не смогу, это надо видеть. В Барселоне огромное количество керамики в оформлении зданий. В этом году в Барселоне проходила Генеральная Ассамблея Международной академии керамики, неделю мы посещали всевозможные дворцы, общественные здания. Пол, стены, потолок, все в керамике, просто сказка!

- Какие-то идеи для своего творчества почерпнули?

- Нет. У меня есть свое видение, и бросаться из одной крайности в другую я не собираюсь. Представьте, что Репин увидел Кандинского и стал ему подражать. Ничего хорошего не вышло бы. У каждого своя песня. Другое дело – глядя на какую-то интересную идею, повторить ее своим языком.

Кстати

Из 368 членов Международной академии керамики россиян всего двое: Владимир Гориславцев и Владимир Цивин. Для принятия художника в академию должны быть поданы заявки от трех стран.

В фондах Государственного художественного музея Алтайского края хранятся 16 работ Гориславцева, из них 11 переданы музею в дар.

Фото Андрея Чурилова.

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня