Как в Барнауле пели Окуджаву

Как в Барнауле пели Окуджаву

Автор:

Культура, Местные новости

В прошедшее воскресенье в концертном зале филармонии звучали песни Окуджавы.

Тэги: концерт в Барнауле

Московский проект «Бард-вагон» представил в столице Алтайского края обещанную программу «Надежды маленький оркестрик». Обещанную – потому, что нынешней весной, появившись в нашем городе впервые и наполнив сердца барнаульцев музыкой Юрия Визбора, этот коллектив авторской песни заверил, что в декабре вернется с творчеством Булата Окуджавы.

Интонация души

Спеша в концертный зал филармонии, я мысленно повторяла слова из песни Юнны Мориц и Сергея Никитина. Песни,Kak-v-Barnaule-peli-Okudzhavu2 которую так любят и проникновенно поют на своих концертах и фестивалях барнаульские барды. Уже много лет поют, словно в очередной раз выражая свою благодарность основоположнику жанра авторской песни: «Все влюблены, и все крылаты, И все поют стихи Булата На этом береге туманном, – И смерти нет, и свет в окне!».

Вот ведь как: для многих Булат Шалвович был и остается прежде всего поэтом. Но стихи его именно поют, как пел их он сам – тихо, проникновенно, как бы вдумываясь в каждое слово – в свойственной только ему манере – интонации. Где-то читала и не могу с этим не согласиться, что, слушая Окуджаву, каждый ощущает свое достоинство. Может быть, именно поэтому ему верили, вокруг него объединялись. Верят и сейчас – зал филармонии был полон.

Концерт начался с песни «Давайте восклицать», которую музыканты, выходя один за другим, подхватывали строчку за строчкой, словно настраивая зал на откровенный дружеский разговор.

Надо сказать, что из собравшихся многие познакомились с творчеством «Бард-вагона» уже в прошлый приезд. Это секстет, основанный гитаристом, участником бардовских фестивалей Михаилом Новиковым. Как уже рассказывала «Вечёрка», проект в чем-то напоминает старших своих собратьев по творчеству «Песни нашего века». Помимо вокала и гитары, музыканты используют баян, флейту, кларнет, перкуссию, трубы и другие инструменты, что значительно расширяет музыкальный диапазон.

И все же главный здесь инструмент – голос. Не зря же самыми горячими и продолжительными аплодисментами барнаульские слушатели наградили исполнение а капелла. Что там говорить – и мурашки были, и слова до самых сокровенных глубин дошли: «Времени не будет помириться…».

Своеобразно оттеняет мужские голоса и сопрано солистки Ирины Христиановой. Но иногда ее излишне звонкий голос вносит некий диссонанс в особую интонацию Окуджавы. Впрочем, может, это только мне так показалось?

Под управлением любви

Kak-v-Barnaule-peli-Okudzhavu Песни о дружбе, о любви, о войне – «каждый пишет, как он дышит». Окуджава писал так, словно слышал стук не только своего, но и твоего сердца. Часть песен исполнялась вместе с залом. На экране задника сцены слова – кто забыл или не знал, мог влиться в общий хор. А для кого-то шпаргалка была излишней – булатовские строки для них стали и опорой в минуты раздумий, и ответом на многие бередящие душу вопросы. Замечали такое за собой?

Надежды маленький оркестрик под управлением любви делал свое дело на сцене, погружая зал в атмосферу душевной теплоты. Кстати, недавно по телевидению показывали фильм о поэтах-шестидесятниках по повести Василия Аксёнова «Таинственная страсть» – там тоже особую атмосферу создавали песни, звучавшие в исполнении самого Булата Шалвовича.

Впрочем, многие песни Окуджавы нам известны не по его исполнению, а по полюбившимся фильмам. Таких немало, но, пожалуй, самая яркая судьба у песни из киноленты «Белорусский вокзал». «Бард-вагон» поведал слушателям историю о том, что музыку должен был написать к фильму Альфред Шнитке, а Булат Шалвович лишь слова. Но у него сложилась песня, которую он неуверенно исполнил перед режиссером и композитором, скромно заметив: «Музыка, наверное, не получилась…». Шнитке же пришел в восторг, попросив автора исполнить еще раз, и тогда песня прозвучала увереннее, в фильм вошел именно этот вариант.

В зале алтайской филармонии, кажется, тоже не осталось никого, чей голос бы ни влился в единый хор: «И только мы плечом к плечу врастаем в землю тут»…

Булат Окуджава много писал о войне, которую прошел сам – совсем еще мальчишкой. Символично: Великую Победу он встретил в свой деньKak-v-Barnaule-peli-Okudzhavu-3 рождения – 9 мая… Как жаль, что не сохранились те песни, которые, говорят, он писал и пел там – на передовой.

И не забудь про меня

Конечно, прозвучала в концерте «Молитва»: «Господи, дай же ты каждому, чего у него нет…». И снова как будто это твой внутренний голос подсказывает: «И не забудь про меня». «Моцарт», «Дежурный по апрелю», «Грузинская песня» – то, что как откровение воспринимали шестидесятники, сегодня подхватывают их внуки.

…Два отделения пролетают мгновенно. Музыканты выходят на поклон. А ведь столько еще не спето. Барнаульцы по своей традиции не спешат отпускать исполнителей и добиваются своего. Вот он – «Последний троллейбус»: «Когда уж невмочь пересилить беду и вмиг подступает отчаянье…». Наверняка кто-то из вас тоже находил утешение в таком заплутавшем в ночи троллейбусе, не так ли? Kak-v-Barnaule-peli-Okudzhavu1 Приятно было услышать, что сейчас старый троллейбус курсирует по Москве и в нем поют стихи Булата. В том числе и вокалисты «Бард-вагона». Кто будет в столице – может прокатиться и послушать.

Кстати

«Бард-вагон» укатил дальше. Но обещал вернуться – с программой туристических песен. И даже заверил слушателей, заполнивших анкету и оставивших свои координаты, что Михаил Новиков сообщит дату следующего концерта им лично.

Некстати

На этом концерте в разных концах зала почему-то очень часто раздавались совсем не окуджавские мелодии: не отключили телефоны, потому что организаторы забыли об этом предупредить? Досадно. И как-то неловко за земляков.

 

 

 

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня