На рубеже XIX-XX вв. Барнаул был крупным центром производства масла

На рубеже XIX-XX вв. Барнаул был крупным центром производства масла

Автор:

Экономика, Местные новости

Первыми зарубежными покупателями алтайского сливочного масла были датчане

А к началу 10-х годов XX века Алтай становится крупнейшим экспортером этого ценнейшего продукта…

Как все начиналось

Сбить масло из молока – дело нехитрое. Испокон веку в русских деревнях, пользуясь примитивными маслобойками, его заготавливали для собственной надобности в разных количествах в зависимости от достатка. Конечно, часть масла готовили для продажи на ярмарках, но о промышленном производстве речь не шла.

Радикальные изменения в производстве масла наступили, когда был изобретен сепаратор (предположительно в 1879 году). В наши места это приспособление попало семью годами позднее, оно было привезено купцом из Санкт-Петербурга – неким Иваном Сарровым. Столичный купец знал, что делал: молоко алтайских буренок отличалось отменным качеством, а следовательно – масло, сбитое из него, должно было удовлетворить самый изысканный вкус. Производство наладили в селе Чистюнька нынешнего Топчихинского района в 1896 году…

Как водится, местное население сепаратор поначалу восприняло без энтузиазма. Однако Сарров был человеком настойчивым и решительным. Он организовал ряд демонстраций процесса разделения молока, причем провел их настолько убедительно, что уже через пару недель к нему стали привозить молоко местные жители. А менее чем через год сепараторы были установлены в нескольких окрестных деревнях и селах.

Теперь уже можно было говорить о производстве масла в промышленном масштабе. И действительно, только молока в первый год было куплено у населения на 14 тыс. руб. Масло, которое производили на «Предприятии Саррова», действительно отличалось высоким качеством. Оно было представлено двумя сортами: «Парижское» и «Голштинское».

Развивая успех

Количество маслозаводов на Алтае росло стремительными темпами. В 1902 году их насчитывалось 262, через год – 337, а в 1912-м было уже 780. Алтайский горный округ уверенно становился лидером по производству сливочного масла в Россий ской империи. Сотни тысяч пудов этого продукта ежегодно экспортировали из Барнаула, Бийска, Камня-на-Оби – весьма значительная часть масляного производства всего горного округа. Премьер-министр Столыпин отметил что, суммы получаемые за рубежом от продажи масла, были очень велики. Незадолго до Первой мировой войны из Сибири ежегодно вывозили больше 5 млн (!) пудов масла. Немногим меньше половины этого количества – два с лишним миллиона пудов – поставлял барнаульский маслодельчес- кий район. Барнаульское масло охотно раскупали в Гамбурге и Дрездене, Глазго и Лондоне, Копенгагене и других западноевропейских городах.

Путешествие масла

Сливочное масло – продукт скоропортящийся. Способ его доставки был нешуточной головной болью для поставщиков этого продукта. Как же масло попадало в Европу?

На заводе его укладывали в деревянные бочки, бочки грузили на телеги и тщательно закрывали от солнечных лучей рогожей или брезентом. В летнее время перевозить масло разрешалось только ранним утром или вечером, дневную жару возчики пережидали в густой тени деревьев, благо на всем пути не было недостатка в рощах и перелесках.

Привезенное в торговый центр масло сразу же помещали в погреб-ледник. Собрав нужную партию, ее отправляли в Новониколаевск на пароходах по Оби. Затем маслу предстоял долгий путь по железной дороге до очередного порта, теперь уже морского, – «масляные поезда» шли в Прибалтику.

Конструкция вагонов этих поездов заслуживает отдельного описания. Сам вагон представлял собой огромный термос: снаружи это был обычный деревянный вагон, подобный тысячам его собратьев, катящихся по рельсам, а вот внутри он был металлический. Пространство между деревом и железом заполняла специальная теплоизоляция (чаще всего – опилки).

Для создания и поддержания в «масляном вагоне» нужной температуры летом в его углах по диагонали стояли два железных бака, вмещавшие 30-40 ведер льда. Зимой температуру регулировали две чугунные печки, находившиеся в противоположных углах. По прибытии масла в порт назначения его на специальных пароходах отправляли в основные центры торговли маслом Западной Европы.

Ловкие датчане

Крупнейшим центром по скупке и вывозу сливочного масла наш город становится на рубеже XIX-XX веков. Именно тогда рентабельность сибирского масла была наиболее высокой, даже несмотря на огромные транспортные расходы. И объяснение лежит на поверхности – очень низкая себестоимость продукта. Датские фирмы «Сибирская компания», «Линд» и «Лунди Петерсон» были самыми известными на Западе посредниками в этой торговле. Как говорится – картина маслом…

Раньше всех на Западе вкус алтайского сливочного масла оценили датчане. Но ошибется тот, кто решит, что в Дании масло из Барнаула использовали все местные кухарки и домохозяйки. Датчане скупали наше масло в целях дальнейшей перепродажи – в основном в Англию. Здесь крылась определенная хитрость, связанная с тогдашними правилами маркировки продуктов.

Масло каждой страны имело свою маркировку. На бочонках с нашим маслом таковая отсутствовала. И зарубежные торговые представители требовали, чтобы она непременно была: это облегчало сортировку схожих сортов. А датчане не настаивали на этом условии – они скупали (по цене, вполне устраивающей русских купцов) оптом все немаркированные партии масла. Затем – сортировали алтайское масло согласно международным требованиям и отправляли на экспорт как собственное, только что изготовленное. Что, кстати, было не сложно – алтайское масло обладало чрезвычайно высокими вкусовыми качествами…

Разумеется, отменное качество алтайского масла не могло не привлечь в Барнаул зарубежные торговые компании. По разным данным, в начале ХХ века в нашем городе их действовало то ли 15, то ли 20. В 1914 году они продали техники и товаров на 1 млн руб. (правда, масла закупили – на 8 млн…) Потом началась Первая мировая война, и главенствующим в Российской империи стал лозунг «Пушки вместо масла!».

СПРАВКА «ВБ»

Нижняя цена пуда сливочного масла в Барнауле составляла около 8 руб., самое дешевое вологодское масло стоило 13 руб. за пуд, в столице Великобритании стоимость самого дешевого масла превышала 15 руб.

 

Коллаж Владимира Тюникова

Система Orphus


 

Комментарии не принимаются

Новости дня