«ВБ»: В этом месяце представительная власть края отметит 75-летие

«ВБ»: В этом месяце представительная власть края отметит 75-летие

Автор:

Общество, Краевые новости

В январе представительная власть края отметит 75-летие. За эти годы название выборного органа нашего региона менялось несколько раз, однако нынешняя аббревиатура, АКЗС, думается, наиболее точно отражает суть: быть законодателем.

Тэги: Лоор, законодатель, власть, 75 лет

В январе представительная власть края отметит 75-летие. За эти годы название выборного органа нашего региона менялось несколько раз, однако нынешняя аббревиатура, АКЗС, думается, наиболее точно отражает суть: быть законодателем. Сегодня на вопросы о парламенте края и парламентариях отвечает председатель АКЗС Иван ЛООР.

С учетом истории

– Иван Иванович, прежде всего, разрешите поздравить вас с недавним днем рождения. Здоровья и успехов желают вам наши читатели и редакция «Вечёрки»! А теперь о юбилее, который, как говорится, уже не за горами. Скажите, 75 лет для представительного органа – это много или мало?

– Россия – страна молодая, для нее и 300 лет – не очень много. События, к примеру, эпохи Петра Великого мы воспринимаем как нечто близкое, понятное, не скрытое мраком времен. Но в то же время если для Вселенной 75 лет – миг, то для парламентаризма края – целая эпоха. Надо помнить и другое – представительной власти края как таковой почти столько же лет, сколько самому Алтайскому краю. И здесь без параллелей явно не обойтись: становление представительной системы проходило одновременно с исполнительной, а развитие края обеспечивалось в том числе и с помощью его выборных органов власти. Ведь практически ни одно более или менее значимое решение краевой исполнительной власти не принималось без обсуждения вопроса на сессии краевого Совета народных депутатов и в его структурах. Достаточно открыть архивы за любой год и можно понять, как строились заводы, развивалось сельское хозяйство, возводились объекты культуры, здравоохранения, образования, прокладывались коммуникации, как на Алтай пришел природный газ и др. Особую роль играли советские органы власти края не только в годы великих испытаний во время войны, но и в годы великих свершений, например при поднятии целины. Задачи подобного масштаба не приходилось решать ни одному послевоенному выборному органу в стране, поэтому далеко не случайно празднование 60-летия освоения целинных и залежных земель проходило на Алтае, а не в Омске или в Казахстане.

– Как в таком случае сказывается влияние исторических, правовых, политических и иных аспектов на формировании законодательной власти края?

– На эту тему можно, да и нужно говорить более обстоятельно, но постараюсь быть кратким. Из 75 лет парламентской жизни края ровно 50 приходится на советский период. Означает ли это, что на нашем прошлом надо поставить крест? Уверен – нет. Многое, очень многое изменилось с тех пор, включая саму избирательную систему, меняются формы и методы работы, как принято сейчас говорить, с электоратом, но народ остался народом, а те, кто им избран во власть, остались депутатами. И эта расстановка сил времени не подвластна: одни избирают, другие избираются, кто от кого находится в большей зависимости – установить нетрудно. Для сельского населения края сельсовет так и остался сельсоветом, синонимом власти, и с этим ничего не поделаешь, ведь это не просто дань традиции, инерция привычки – это показатель доверия к власти, который формировался десятилетиями. И вот с таким заработанным тяжелейшим трудом авторитетом власти не считаться нельзя. Весь парламентский опыт говорит: с народом заигрывать не надо, он быстро распознает фальшь и реагирует на нее просто и прямо. Не надо сулить ему золотые горы, давать обещания, которые никогда не будут подтверждены делами. Это к вопросу об историческом опыте. Теперь о правовых аспектах прошлого. Нынешние законы если и писались с чистого листа, то в их основе всегда была внутренняя логика действия того или иного законодательного акта, его включения не только в правовое поле, но и в жизнь отдельного сельского поселения. А ведь так было и при советской власти. Ну как не учитывать опыт прошлого, если его позитивное влияние проверено временем? Правда, это надо делать творчески, с учетом современных реалий, в соответствии с нынешним законодательством. Что же касается политического фактора в деятельности АКЗС, необходимо помнить, что самой избирательной системой предусмотрены выборы по партийным спискам при выдвижении кандидатов в депутаты, поэтому наличие партийных фракций в краевом парламенте – явление совершенно нормальное. Имея в основе разный идеологический фундамент, партийные фракции в парламенте чаще оказываются все-таки в одной лодке, нежели по разные стороны баррикад, так как партия партией, а дело делом, и когда включается рационализм, партийные разногласия отходят на второй план.

– А если начинается раздрай среди депутатов? Не по-серьезному, а так, ради пиара перед телекамерами? Ну какой русский не любит покуражиться да побушлатиться, когда за это по носу не щелкнут?

– Прежде чем какое-либо решение будет вынесено на сессию, оно пройдет такую обкатку в профильных комитетах АКЗС, что все возможные нюансы, без всякого сомнения, получат должную, пусть даже самую нелицеприятную оценку, а правовые акценты будут расставлены безукоризненно ясно, точно и грамотно. Ну а насчет депутатского пиара во время сессии я обычно говорю так: «Стоит лишь убрать телекамеры из зала заседаний, и количество выступающих за или против того или иного решения сократится наполовину». Законодательная власть от всех иных ветвей власти отличается прежде всего тем, что она публична, и чем активнее принародно обсуждается проект законодательного акта, тем лучше он будет проработан в итоге. Поэтому вполне логично, что в публичных чтениях принимает участие и оппозиция, ее мнение также учитывается при разработке того или иного решения.

О депутатской кухне

– Иван Иванович, а вообще, насколько сложна парламентская кухня? Речь не о том, где обедают парламентарии, а о том, как готовится документ в недрах АКЗС, о самом процессе его создания.

– Необходимость принятия какого-либо решения диктует жизнь, ее обстоятельства, ведь, по сути, все наши законодательные инициативы, принятые решения и законы, да и сама парламентская деятельность только для того и существуют, чтобы своевременно и исчерпывающе отвечать на запросы общества и на вызовы времени,

 обеспечивая тем самым нормальную работу всех институтов гражданского общества. А уж как, в каких муках будет рождаться закон – зависит не только от парламентариев, но и от того, насколько готово общество к принятию этого закона. Сколько на нашей памяти законодательных актов даже федерального уровня не прошло испытание практикой? И еще о кухне. В АКЗС сформирован сугубо рабочий орган – Совет фракций, в самом названии которого сформулирована его основная задача: советоваться, договариваться. Причем делать это надо на стадии принятия решения, а не после. Мы так и поступаем, поэтому наши сессии, как правило, проходят в соответствии с регламентом, никто рубаху на себе не рвет, доказывая с трибуны или перед микрофоном свое исключительное право на истину в последней инстанции.

– Социум похож на огромный котел, в котором всегда что-то происходит. Не ровен час или крышку сорвет, или днище вышибет, если в него вовремя не заглянуть, оставить без присмотра…

– Мы просто обязаны знать, каков градус настроения сегодня в различных социальных слоях общества, знать, что на данный момент более актуально, жизненно необходимо. Поэтому очень активно работаем с гражданскими институтами, кроме этого, заключен договор о сотрудничестве с Барнаульским юридическим институтом, академией экономики и права, что позволяет нам иметь полную и объективную картину практически по всему спектру вопросов. Мы рассылаем принимаемые АКЗС решения во все субъекты РФ нашим коллегам, и у них также есть возможность высказать по ним мнения.

– От чего зависит авторитет представительной власти?

– От самой власти. От тех, кто в ней работает, кто представляет ее на местах – от сельского совета до Совета Федерации. Должен сказать, что с приходом в верхнюю палату на должность спикера Валентины Ивановны Матвиенко авторитет власти значительно укрепился. Я сам являюсь председателем комиссии Совета законодателей Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии, членом Президиума Совета законодателей при Федеральном собрании Российской Федерации, ежеквартально принимаю участие в ее работе и исходя из собственного опыта могу сказать, что проблемы важнейшей стратегической отрасли нашей страны решаются грамотно и ответственно. Уже сам факт привлечения к ее деятельности специалистов-практиков, работающих непосредственно в аграрном секторе страны, позволяет надеяться, что нынешнее весьма заметное улучшение положения в сельском хозяйстве – факт отнюдь не случайный. В АКЗС тоже создан Совет законодателей Алтайского края, в который вошли руководители представительных органов власти всех районов. И этому Совету есть над чем работать, к примеру, реализация только одного федерального закона – ФЗ № 131, более известного как закон о местном самоуправлении, вызывала и вызывает немало трудностей и у представительной, и у исполнительной власти практически всех уровней.

– Если говорить о законодательной инициативе краевых парламентариев, какова вероятность того, что предложения, внесенные ими в Госдуму, хотя бы частично будут рассмотрены и приняты?

– С этим все не так просто. Тут надо понять, что депутаты Госдумы далеко не простаки, они умны, эрудированны, компетентны и весьма неплохо знают сферу своей ответственности. Не надо также думать, что они не владеют информацией по тем проблемам, которые поднимают парламентарии с мест. Поэтому лишь чуть больше 5% от общего числа законодательных инициатив попадает в федеральное законодательство. Думаю, что это неплохо, учитывая общее количество субъектов Федерации и органов представительной власти в них.

Честный, открытый, доступный

– Иван Иванович, есть еще как минимум три организации, также являющиеся представительными: Постоянное представительство Алтайского края при Правительстве РФ, Торговое представительство и, наконец, РОО «Алтайское землячество». Со всеми вы в постоянном контакте. Помимо этого, в той же Москве работают в Госдуме депутаты от нашего края, сенаторы. А ведь еще есть аппарат АКЗС, депутатский корпус, сессии, фракции, комитеты, к тому же вы не оставляете без внимания города и веси региона. Как вы все успеваете?

– Не успеваю. Иначе не думал бы о том, почему в сутках только 24 часа. При первой же возможности выбираюсь в поездку по районам. Считаю командировку в село поощрением за хорошую работу. Лично отслеживаю динамику выездов депутатов и работников аппарата – тут тебе и прямая, и обратная связь, и реальная жизнь как она есть, без всяких прикрас. Но, конечно, самое удивительное в крае – его степные районы, люди там живут совершенно особые и тоже удивительные. Когда возникает необходимость что-то очень серьезно обдумать, я стараюсь выбраться именно туда. Там многое становится яснее и понятнее. Вопросов, конечно, появляется не на одну командировку. Дороги, коммуналка, водоснабжение, транспорт, занятость и др. И дело вовсе даже не в нехватке средств у сельских образований, хотя и с этим нельзя не считаться, а в неумении порой грамотно определить приоритеты и целенаправленно к ним идти. Однако за последние годы многие вопросы решены, и жизнь на селе налаживается. Если в деревню едут молодые врачи, учителя, специалисты сельского хозяйства – значит, село будет жить.

– Каким должен быть нынешний депутат? Богатым, партийным, пробивным или?..

– Честным, открытым, доступным. Таким, чтобы люди знали: пришел человек к депутату – он его принял, выслушал и помог, хотя бы советом. Помните, как в народе когда-то говорили: «А мы к депутату пойдем. Уж он-то разберется!». Никакие комментарии, думается, здесь не нужны, депутат должен работать так, чтобы ему верили. В одном из сел края, если не ошибаюсь, в Токарево, депутатом местного совета 40 лет подряд избирают одного и того же жителя. Такова степень доверия, а ведь народ на селе все знает и все слышит. Или взять Анатолия Ивановича Мельникова. Человек-легенда, который, будучи председателем горисполкома Барнаула, мэром по-нынешнему, четверть века подряд избирался депутатом краевого Совета народных депутатов. Чем не пример для тех, кто идет во власть?

Заветное желание

– Каков спикер АКЗС Иван Иванович Лоор на работе?

– Не делю людей на сынков и пасынков, не подставляю и не подвожу, беру ответственность на себя, не держу возле себя подхалимов, всем говорю «вы».

- С какими депутатами вам не хочется работать, но надо – народ же избрал?

– Терпимо отношусь ко всем. Найду общий язык с каждым – этого требуют интересы дела. Но по душе мне творческие, интеллигентные люди, с ними легче.

– В большой политике случайностей почти не бывает. Как вы оцениваете свой приход во власть?

– Во власть не рвался, это честно. Да и не было у меня таких амбициозных планов. Откуда им взяться? Родился в деревне, специальность получил тоже деревенскую – агроном, да и работал-то все больше тоже в деревне.

– И вот уже второй срок в должности председателя АКЗС…

– Получается, что так. Учителя по жизни были у меня хорошие – в армии, в техникуме, в институте, родители были работящие, умные и строгие, друзья замечательные, коллеги надежные.

– Какое ваше самое заветное желание?

– Чтобы сохранилось наше село, не исчезло с карты страны. Оно всегда было основой и опорой России. И материальной, и духовной. Будет жить село – будет жить и Россия.

Фото Андрея Чурилова.

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня