«ВБ»: История улиц Барнаула на букву "П"

«ВБ»: История улиц Барнаула на букву

Автор:

Азбука улиц, Местные новости

«Вечерний Барнаул» продолжает рассказывать об улицах нашего города в алфавитном порядке. Очередь дошла до буквы «П».

Тэги: П, Барнаул, улица

«Вечерний Барнаул» продолжает рассказывать об улицах нашего города в алфавитном порядке. Очередь дошла до буквы «П».

Как выяснилось, на эту букву в нашем городе начинаются названия множества улиц – особенно удивляет, что на эту букву в справочнике «Названия улиц города Барнаула» значатся переулки, которых насчитывается около 30. Также немало улиц и проездов Пограничных…

О наиболее интересных улицах рассказал корреспонденту «Вечернего Барнаула» кандидат исторических наук, преподаватель кафедры отечественной истории АлтГУ Данил ДЕГТЯРЕВ.

Дорога в сторону Павловска

Название этой магистрали было дано по поселку Павловску, с которым она соединяет Барнаул. Это сейчас улица начинается от железнодорожного моста, расположенного у развилки с ул. Советской Армии. В начале XX века ее начало было в другом месте – примерно в районе современного аппаратурно-механического завода (БАМЗ). Да и называлась она иначе – Павловской дорогой, на которую можно было попасть с пер. 3-го Прудского (ныне пер. Ядринцева) и с пер. 6-го Прудского (пер. Прудской). Даже в прошлые времена вдоль этой дороги находились жизненно важные для города объекты – от современной ул. Папанинцев до нынешнего начала Павловского тракта, вдоль глиняных карьеров размещались кирпичные заводы. Кроме того, в районе БАМЗ простирался барнаульский лесопитомник, а чуть дальше по Павловской дороге начиная с 1901 года находился пивоваренный завод, которым в разное время владели такие известные барнаульские купцы, как Николаев, Лукьянов… Правда, уже в 1913 году это предприятие прекратило свое существование. Еще на Павловской дороге, вблизи нынешнего моста через Пивоварку, действовала достаточно крупная спичечная фаб- рика, от которой сегодня, увы, не осталось и следа. Основал ее екатеринбургский мещанин Попов, но потом владельцы фаб- рики менялись один за другим (возглавляли ее барнаульский купец Страхов, потом Морозов, а после – томский купец Кухтерин). Закрыли предприятие в 1910-х годах. Примерно там, где Павловский тракт пересекается с ул. Фурманова, располагался скотопригонный двор, на котором весь скот, поступающий в город, обследовался на предмет наличия заболеваний. Примерно к 1917 году рядом с ним построили и так называемый Чумной двор – для больного скота. Дальше по Павловской дороге простирались обширные пахотные земли. Активно застраиваться Павловский тракт начал лишь в советское время. Большую роль в его развитии сыграло строительство в 1967 году на 14-м километре магистрали городского аэропорта (прежде Барнаул принимал самолеты в районе ул. Северо- Западной, а также на площадке старого аэродрома в районе улиц Балтийской, Взлётной, Лазурной).

Между Солнечной и Подсолнечной

Нынешняя ул. Партизанская, которая возникла еще в середине XIX века как ул. Коряковская, долгое время считалась границей между кабинетными (к северу) и городскими (к югу) землями. Причем местность, которая относилась к Кабинету Ее Величества, барнаульцы называли Подсолнечной, а южные территории – Солнечными. Кстати, в западной части улицы – от современного пер. Ядринцева в сторону ул. Че- люскинцев (в районе Прудских переулков) находилась довольно большая площадь, которую называли Новобазарной – именно она в марте 1917 года была названа пл. Свободы в честь победы в Февральской революции (бывшая Соборная площадь была пере- именована в пл. Свободы позже). Неподалеку от Новобазарной площади располагалось болото – в подтверждение тому некоторое время назад на соседней ул. Пролетарской существовал магазин «На болоте», который хорошо помнят старожилы. Кстати, большая лужа запечатлена на некоторых старых фотографиях в районе пересечения ул. Партизанской с пр. Красноармейским (на месте сквера). Все изменилось, когда в 1985 году по Генеральному плану застройки города начали строить новый ЦУМ, который позже трансформировался в ТЦ «Сити-центр». Интересно и то, что в здании шоу-центра «Колизей» должен был располагаться Дом политпросвещения.

Три в одном

Ул. Ползунова не всегда выглядела так, как сегодня. До 1917 года она состояла из трех частей – до пер. Конюшенного (пр. Красноармейского) она носила название Петропавловской, а после – Набережная пруда, так как находилась вдоль заводского пруда. Кроме того, ул. Петропавловская простиралась до пл. Свободы. Отсюда начиналась ул. Республики, которая оканчивалась у Оби (именно здесь на окраине города стояло деревянное здание городского речного вокзала). Объединились все эти три улицы в одну в 1963 году.

Самая протяженная магистраль

Ул. Попова считается самой протяженной улицей Барнаула. Ее длина составляет более 10 км. Правда, далеко не на всем своем протяжении она представляет собой крупную магистраль – на участке от пр. Космонавтов и до Окружной железной дороги эта улица становится маленькой и неприметной. Кстати, ул. Попова – единственная улица в Барнауле, которая соприкасается с Окружной железной дорогой (веткой, которая не только проходила через все заводы Барнаула, но и являлась стратегическим объектом на случай, если из строя будут выведены основные железнодорожные пути).

Появилась ул. Попова в 1970-х годах – сначала она была проложена в районе Докучаево. Потом потребовала своего продолжения в связи с возведением новостроек в районе улиц Взлётной и Балтийской. К примеру, участок, где улица пролегла параллельно с ул. Панфиловцев (которая, кстати, некоторое время являлась границей города), был построен в 1980-х годах.

Посреди озер

Пер. Присягина, расположенный в нагорной части Барнаула и проходящий от Оби до ул. Третьякова, долгое время был безымянным. Однако в 1911 году его назвали в честь начальника Алтайского округа Василия Болдырева, одного из первых почетных граждан Барнаула (назывался он Болдыревским). Правда, в 1927 году, когда прославлять чиновников царского режима стало невозможно, переулок был переименован в честь деятеля революционного движения Ивана Присягина – председателя Барнаульского комитета большевиков, одного из тех, кто устанавливал советскую власть на Алтае. Потом он вместе с Матвеем Цаплиным был сдан белогвардейцам и расстрелян в том месте, где ныне находится железнодорожная станция Присягино. Вообще, в 1920-х годах было принято называть улицы города фамилиями в честь большевиков, а потому наряду с пер. Присягина в нашем городе появились пер. Сычёва, пер. Конева, пер. Карева, ул. Денисова, ул. Фомина, ул. Третьякова…

Что касается пер. Присягина, то неподалеку от него до сих пор сохранилось единственное озеро (оно, правда, теперь больше похоже на болото) из тех многочисленных водоемов, которые находились одно время в нагорной части. Еще в начале века их насчитывалось около пяти (кстати, некоторые барнаульцы помнят пруд, расположенный в районе бывшего кинотеатра «Алтай»).

Среди улиц, начинающихся на букву «П», встречается немало интересных названий. К примеру, мало кто знает, что в Барнауле есть улица под названием Пенаты, расположенная на Горе неподалеку от ул. Ломоносова и ул. Парковой. Она появилась в коттеджном поселке, построенном в 1990-х годах. Есть в Барнауле проезд Параллельный, который проложен параллельно ул. Кутузова и ул. Краевой. Есть в Барнауле и ул. Песчаная, отсылающая нас к тому периоду в истории Барнаула, когда город в буквальном смысле засыпали пески, и ул. Понтонный Мост, пролегающая от старого моста вдоль Оби.

Много сказано про ул. Пушкина, которая, как выяснилось, является первой в истории города улицей, подвергшейся переименованию (в 1899 г. она перестала быть Иркутской).

Фото Андрея Чурилова.


Ссылки по теме:

Система Orphus

  • Оставить комментарий

  • Защитный кодОбновить
  • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
Новости дня