Стеклянное время

Стеклянное время

Автор:

Афиша, Местные новости

Тэги: выставка, стекло, Корепанов

В музее «Мир времени» проходит выставка, получившая название «Хрупкое чудо». Хрупкое, потому что экспонатами являются изделия из стекла.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ БУТЫЛИ

- Во время подготовки к «Музейной ночи» мы решили открыть что-то новое, чего еще не было, – делится с корреспондентом «Вечёрки» директор «Мира времени» Сергей КОРЕПАНОВ. – Экспонатов у нас, как видите, много, но есть предметы особой гордости.

Мало кто знает о том, что на территории Алтайского края когда-то действовал Акутихинский стекольный завод, и голубовато-зеленый цвет стекла, знакомый по сохранившимся бабушкиным банкам, – это его отличительный знак.

- Один из последних оставшихся в живых мастеров стекольного дела, Геннадий Владимирович Донышев, с болью в сердце рассказывает о своем разрушенном заводе, – говорит Сергей Корепанов. – Он сейчас в Акутихе, ему почти 90 лет. Но стеклодув утверждает, что своему мастерству мог бы научить кого угодно даже сейчас.

Многие экспонаты выставки сделаны руками Геннадия Владимировича. Пример – стеклянная квашня. Такие кадки раньше делали из глины или дерева для замеса теста, но стекло, безусловно, более гигиеничный материал, легко отмывающийся от налипшего теста. Запустить стеклянные кадки в производство никто не догадался, однако сообразительные акутихинцы втихую изготавливали такие для своих жен.

На том же стенде представлена большая бутыль, невесть каким образом дожившая до наших дней.

- Это – стеклянное ведро, – гордо поясняет директор музея. – До революции не было литров, все измерялось ведрами. Это мера равна 12 литрам 300 миллилитрам. Мы, сотрудники музея, проверили: сюда входит ровно ведро.

Чуть в стороне стоит фантазийная бутыль, со дна которой тянет шею золотой петушок.

- Об этой бутылке есть легенда, – рассказывает Сергей Корепанов. – Если налить в нее спиртного, а потом выпить, то один глоток остается в петушке. Утром, когда проснешься, будет чем опохмелиться.

Все старинные кадки и бутыли немного неровные, то с пузырьками, то с попавшей внутрь пылью.

- Работа ручная, не заводская штамповка, – качает головой Сергей Корепанов. – Вот, смотрите, стопка. Донышко у нее неровное, сама вся кривенькая, перекошенная, как пьяная. А вот стакан граненый, тут грязь попала в стекло, пузырьков опять же, смотрите, как много. Сразу видно, что люди делали!

Затем Сергей Валерьевич приносит пузатую тонкостенную бутылку, у которой вместо дна вогнутые внутрь стены образуют желоб.

- Это мухоловка. Туда наливали какую-нибудь ароматную жидкость, например морс. В открытое горлышко залетали насекомые, и к концу дня эта изящная душегубка была полна мух, которые теряли ориентацию в ней и погибали, – разъясняет механизм действия директор «Мира времени». – Хотели ее проверить в действии, но мух очень жалко.

Кстати, в одном из залов музея хранится брошюра, посвященная борьбе с мухами. В первые годы советской власти люди думали, что всех мух и правда можно уничтожить. Это насекомое как разносчика болезней объявили врагом народа, был брошен призыв: «Товарищи, смерть всем мухам!». И такие мухоловки были в каждом доме.

БЛАГОРОДНО НАПЛЕВАТЬ

- А это одна из первых елочных игрушек, – Сергей Валерьевич показывает зауженную кверху раскрашенную лампочку. – Вы ведь знаете, что до 1935 года праздновать Новый год было запрещено, а потом вдруг Сталин разрешил. Вот ламповые заводы, быстро сориентировавшись, немного изменили цоколь лампочки, и получилась елочная игрушка.

Долгое время мечтой Сергея Корепанова была знаменитая зеленая лампа Ильича.

Отдельную статью можно посвятить каждому пузырьку и флакону с выставки.

- Когда появились первые фотографии Ленина, то было видно, что он работал под лампой с таким вот стеклянным абажуром, – говорит директор музея. – С тех пор она стала неким символом. Цены на эти лампы очень высоки, и я купил ее постепенно, по частям.

Привлекает внимание настольная лампа «Фонтан» с розовым абажуром. Она привезена из квартиры Виктора Ивановича Верещагина, известнейшего ботаника, исследователя, основателя детского туризма на Алтае.

Также сохранилась чернильница Верещагина. Она устроена по принципу сообщающихся сосудов, большого и маленького. В большой было принято наливать чернила, а в маленький обмакивать перо, тоже, кстати, представленное на выставке. Особую гордость директор «Мира времени» испытывает по поводу стеклянной каплевидной крышечки для этой чернильницы, которую можно поворачивать так, чтобы открытым оставался только один сосуд, а чернила могли храниться долго, не высыхая.

Кроме нее под стеклом стоит еще несколько чернильниц, в том числе и с зауженным внутрь горлышком, старые добрые непроливашки, как их называли советские школьники.

- По этому принципу сделана еще одна интересная вещь, – улыбается Сергей Валерьевич и достает изящный флакон из синего стекла. – Это плевательница. В благородном обществе было модно: плюнул в нее, потом – хоп! – крышечкой закрыл и в карман.

ЧУДЕСА, ДА И ТОЛЬКО!

Еще одна удивительная вещица – угольчатый отражатель.

- Космические корабли обклеены такими отражателями, и благодаря им расстояние до Земли можно высчитать в миллиметрах, – утверждает Корепанов. – При производстве этого отражателя произошла ошибка в несколько микрон, его забраковали и отдали мне как образец.

Далее Сергей Валерьевич демонстрирует настоящее чудо. Дореволюционная стеклянная рождественская открытка изображает лики святого и Девы Марии с младенцем Христом.

- Вся картинка осыпалась, и я уже хотел ее забраковать, – делится Сергей Корепанов. – Начал счищать рисунок, чтобы потом приклеить другую открытку. Но счистилось все, кроме ликов. Изображения святого, Марии и Христа остаются в сохранности.

Выставлены здесь и стеклянные блоки, которые раньше монтировали в стены как витражи. На одном изображен гордо поднявший рога олень и выгравирована надпись «55 лет СССР». Возраст для музейного экспоната не велик, однако рядом лежит еще один блок, без указания даты. Гравировка на нем выполнена дореволюционным шрифтом с ятями и фертами. Значит, стеклянные стены любили выкладывать задолго до 1970-х годов, когда это было особенно модно.

Занятный экспонат, привезенный из Японии, – так называемая бидэрэ попэн. Она представляет собой колбу с узким горлышком и тончайшим гибким дном.

- Девушки легкого поведения с помощью этой вещи привлекали мужчин, – говорит Сергей Валерьевич. – Они втягивали из колбы воздух, и у нее начинало вибрировать дно, издавая хлопающий звук, настолько оно тонкое. Когда по улице шел мужчина, он, услышав этот звук, знал, что может подняться и отдохнуть. Кстати, даже в Японии такая вещица – большая редкость.

К сожалению, продемонстрировать действие этого инструмента Сергею Валерьевичу не удалось: донышко бидэрэ попэн разбилось при создании экспозиции и теперь заклеено скотчем. Что поделать, ведь стекло – дело тонкое.

Фото Андрея Чурилова.

Система Orphus

    • Оставить комментарий

    • Защитный кодОбновить
    • Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически принимает правила размещения комментариев
    Новости дня


    СЕГОДНЯ В КИНО


    Геракл

    Планета обезьян: Революция

    Домашнее видео: Только для взрослых

    Шаг вперед 5: Все или ничего

    Оз: Возвращение в Изумрудный город

    Трансформеры: Эпоха истребления