Стиль — свободен: что такое свободные танцы

Январь 25 10:19 2021

Идею «отключить голову и выразить все эмоции в движениях» взяли на вооружение психологи. В ходе исследований выяснялось, что аутентичные движения оказывают благоприятное влияние на психику человека. В конце ХХ века зародилась танцевально-двигательная терапия, главное место в которой отведено именно свободному танцу.

На улицы Барнаула вышли свободные танцы.
Фото из сети Интернет

Танец в психологии – отдельно

Барнаульский психоаналитик, член Профессиональной психотерапевтической лиги, телесно-ориентированный терапевт Александр Пятков говорит, что понятие «свободный танец» не хореографическое.

— Терапевтический свободный танец стоит отдельно от хореографической системы. В нем не задается стилистика, и совершенно не обязательно уметь танцевать. Главная установка – не важно, как ты выглядишь со стороны. Нужно двигаться как бы изнутри себя, выпуская все спрятанные, невыраженные эмоции. Для этого нужна доверительная обстановка. Сначала дома под любимую музыку, у зеркала, а лучше без него. Думать не надо. Надо просто двигаться, отдав тело музыке так, будто вибрации звука им движут. Можно делать все что угодно: лежать, прыгать, бегать. Можно беситься, кричать, можно танцевать мизинцем левой ноги, и вы не поверите, это будет свободным танцем.

Свободу мышцам!

Одно из главных преимуществ практики – раскрепощение мышечного панциря. Он помогает нам держать осанку, прямо стоять, поэтому напряжение в нем есть всегда. Но у многих по ряду причин оно излишнее. Большая часть физической зажатости, сутулости, а также привычка втягивать шею — из-за психологического влияния. В первую очередь от родителей, в дальнейшем от учителей, партнеров, коллег. Мы подсознательно подстраиваемся под их требования, чтобы получить одобрение и расположение.

Раскрепощение мышечного панциря имеет много положительных последствий. Во-первых, человек становится более энергичным. Люди этого не замечают, но на то, чтобы находиться в состоянии зажатости, закрытости, уходит много сил, которые можно было бы пустить на что-то поистине приятное и полезное. Во-вторых, появляется раскованность и открытость во взаимодействии с другими. Развивается жестикуляция во время разговора. Появление дополнительных сил и комфортное нахождение в обществе придает уверенности и поднимает самооценку. Чтобы расковать мышцы и добиться нужного эффекта, необходима системность. Одного раза будет недостаточно.

Техника свободного танца не подходит детям, так как им это не нужно – им легче расслабиться и включиться в процесс, чем взрослым. При этом не все взрослые способны решиться просто потанцевать. Одни – из-за критического мышления. Такие подвергают критике и внутреннему обсуждению, а зачастую и осуждению как окружающих, так и себя самого. Другие из-за самомнения и заниженной самооценки думают, что раз не умеют танцевать, то не будут этого делать ни в коем случае. Третьи – из-за подавленного состояния: «Мне так тяжело, о каких танцах речь?». В этих случаях просто нужен другой подход, другие практики.

Фото из сети Интернет

Совершенствуй технику

Можно выделить несколько стадий освоения такой телесной терапии. Первая – это, конечно, дома наедине с самим собой. Вторая – групповые занятия с членами семьи или друзьями. Или же танцы в специальных психологических центрах под наблюдением психолога (или вместе с ним). Например, в Барнауле Александр Пятков оборудовал специальную комнату для телесных практик – там мягкие стены, мягкий пол и отсутствуют зеркала. Третья стадия самая сложная – это выход в город и танцы на глазах у большого количества людей, которые не в курсе, что ты делаешь.

Впервые в России про свободный танец заговорила знаменитая танцовщица началаХХ века Айседора Дункан. Она отказалась от канонов, заучивания одних и тех же движений, балетной пачки и пуантов. В ее танце практически не было места стандартным элементам, их заменили спонтанность и импровизация. Телом двигала не голова, а сама музыка. Она стала родоначальником такого танцевального направления, как контемпорари. Основы свободного танца также стали частью постмодерна.

В Барнауле в последние годы проводилось несколько танцевальных прогулок. Группа инициативных людей создает общий плейлист, надевает наушники, одновременно включает музыку и идет, танцуя, по улицам города.

— Первый раз мы так вышли в «Музейную ночь» пару лет назад. В центре Барнаула проходило много мероприятий, и мы удачно вклинились в массовые гуляния, – вспоминает Александр Пятков. – Даже для меня, опытного психолога, это было испытанием. Шаг в неведомое. Люди идут и танцуют, музыки не слышно, так как в наушниках. Что подумают другие? Как будут реагировать? В зале с небольшой группой – пожалуйста, могу танцевать сколько угодно. А на улице – это выход на новый уровень. Закрепление навыков – насколько ты свободно себя чувствуешь на самом деле. Все прошло замечательно, к нам даже присоединялись прохожие. Позднее мы проводили еще такую прогулку. И так совпало, что другие ребята устроили флешмоб – они в кигуруми ходили с табличками: «Обними меня». И вот два таких ярких движения встретились: мы танцуем, а они обнимаются. Это был интересный опыт для нас всех.