В этом году исполняется 85-лет со дня образования Барнаульского аэроклуба

Декабрь 21 10:06 2020

Первый аэроклуб в Барнауле был открыт при рабфаке в 1924 году. Барнаульский рабфак, в Сибири их было всего четыре, готовил молодежь к поступлению в вузы. Там собирались те, кто мечтал о небе и аэропланах.

Сейчас основным направлением деятельности Барнаульского авиационно-спортивного клуба является парашютная подготовка.
Фото Ярослава Махначёва

Самый первый

Энтузиасты твердо верили, что в Барнауле когда-нибудь появится свой настоящий планер или даже самолет, и тогда они сами смогут подняться в небо. Просуществовал этот аэроклуб недолго, около года, так как произошло слияние ОДВФ с «Добровольным обществом друзей химической обороны и химической промышленности».

Неудачей закончилась и история с выделением Барнаульскому округу аэроплана для проведения агитационных полетов. В начале февраля 1926 года аэроплан прилетел из Новосибирска в Барнаул. Это был «Сопвич Страттер», наиболее распространенная версия английского биплана. В Российской императорской армии чаще всего использовался в качестве легкого бомбардировщика. Импровизированным аэродромом стал пустырь на западной окраине города. Там, вероятнее всего, приземлялся, а затем и находился «Сопвич» до своего последнего полета в село Павловское в воскресенье, 14 марта, того же года. Катастрофу, произошедшую в тот день, красочно и во всех деталях описал И. Бобылёв в заметке «Крушение «Сопвича». Можно считать, что падение аэроплана почти на десятилетие отбило охоту у руководства Барнаульского округа заниматься развитием авиации.

Планеристы

Первый агитационный полет планера в небе Барнаула состоялся лишь 18 января 1933 года. С этого дня ежемесячно планеристы проводили показательные выступления. Иногда полеты приурочивали к проходившим в городе официальным мероприятиям. Так, один из полетов провели для участников II-й межрайонной колхозной конференции. Площадкой для запуска планера служил берег реки Оби выше мельницы № 6. Ныне это район за пересечением ул. Партизанской и ул. Промышленной.

Новый виток в развитии планерного спорта произошел вместе с пуском в 1934 году первой очереди Барнаульского меланжевого комбината. В процессе строительства на это крупнейшее предприятие Сибири хлынула молодежь. Из ее числа был образован планерный кружок. Занятия проводил специалист – инструктор-планерист, приглашенный из горосоавиахима. В этот период в стране действовали 80 аэроклубов. Они имели в своем распоряжении 1650 планеров. В том числе в Западно-Сибирском крае, куда входил Барнаульский округ, – 10 аэроклубов и 150 летательных аппаратов. Только в 1934 году были открыты аэроклубы в Анжеро-Судженске, Бийске и Прокопьевске. Барнаул и Кемерово аэроклубов не имели, чем портили картину в целом по краю.

Создание Барнаульского аэроклуба

По итогам краевого финансового совещания в конце декабря 1935 года Барнаул премировали самолетом, а начало года было ознаменовано открытием рядом с клубом Центрального отделения железной дороги парашютной вышки (ныне на этом месте Мемориал Славы). 11 апреля, во исполнение Постановления Президиума Центрального Совета Осоавиахима № 97, принято решение об открытии Барнаульского аэроклуба.

Техническую базу Барнаульского аэроклуба к моменту его открытия составляли три самолета У-2, пять планеров модели У-с4 (учебный серии 4, конструкции О. Антонова) и семь парашютов. Саму структуру аэроклуба того времени составляли летное, планерное, парашютное и авиамодельное направления. При этом созданный аэроклуб объединил 2471 авиамоделиста округа. По этому виду технического творчества он занимал первое место в Западной Сибири.

Первые шаги

Уже в середине августа краевая газета «Советская Сибирь» отмечала, что Барнаульский аэроклуб подготовил 100 планеристов и продолжает готовить пилотов на самолетах У-2. По некоторым данным, летному мастерству на годичных курсах обучалось около 30 человек, среди них – четыре девушки. Газета также отмечала и то, что местные власти помощи аэроклубу не оказывали. Более того, начальника аэроклуба Попова и начальника учебно-летной части Туркова выселили из квартир по адресу ул. Анатолия, 124. Но, несмотря на организационные и житейские неурядицы, аэроклуб продолжал набирать обороты. В апреле был установлен первый рекорд. Инструктор-планерист А. Шишкин, поднявшись на планере на высоту 100 м и двигаясь по кругу радиусом 6 км, пролетел 156 км, описав 26 кругов. Он находился в воздухе 2 часа 15 минут и установил краевой рекорд дальности полета.

Наставники инструкторы-летчики Б. Маслов, Я. Феклин и М. Пикин выпустили 36 пилотов, первых в истории Барнаульского аэроклуба. Отличилось и подрастающее поколение. В Барнаульском аэроклубе в том же году 1200 школьников сдали нормы на значок «Юный авиастроитель». Для этого необходимо было знать основы аэродинамики, уметь составлять чертежи и построить ручную модель, которая пролетит не менее 100 м, а также определять по силуэтам типы самолетов. По этому показателю Барнаульский аэроклуб занял первое место в Западно-Сибирском крае. Президиум краевого Осоавиахима наградил лучшего инструктора авиамоделизма Барнаульского аэроклуба товарища Маленина ценным подарком.

Девять выпускников в годы Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза, Павел Плотников был удостоен этого высокого звания дважды. Еще один выпускник – генерал-майор Виктор Чиркин, получил звание Героя России. А вот Павел Горбинский, в 1957 году удостоенный звания Героя Советского Союза посмертно, выпускником не был, но с 1937 по 1938 год работал летчиком-инструктором Барнаульского аэроклуба.

Сергей Краснов