Органное мышление: темы гуманизма, донесенные до зрителей с помощью короля инструментов

Декабрь 02 08:35 2020

На сцене Краевой филармонии выступила органистка из Японии Хироко Иноуэ. Она представила одну из своих фундаментальных программ «Песня-симфония Земли»: подборку сочинений для «короля инструментов», в основе которой – тема Человека со всеми его метаниями и эмоциональными переживаниями.

Хироко Иноуэ в Государственной филармонии Алтайского края.
Фото Евгении Савиной

В Барнауле эта исполнительница хорошо знакома. Всякий раз она приезжала в наш город с разными органными программами, в рамках которых отдельное место всегда было уделено любимому Баху. Именно этот композитор сыграл решающую роль в становлении Хироко Иноуэ как органистки. Она всегда мечтала исполнять его музыку, как известно, аутентичное звучание Баха без настоящего органа невозможно.

Но в то же время музыканту из Японии оказалась близка и Россия. Ведь после университета искусств в Киото Хироко Иноуэ с отличием завершила учебу в Московской государственной консерватории им. Чайковского как пианист и органист. Ее педагогом по классу органа стал Алексей Паршин – известный российский органист, прошедший стажировку во Франции. Поэтому можно сказать, что Хироко Иноуэ – яркий представитель как российской, так и европейской органной школы. Не случайно эксперты отзываются о ней как о вдумчивом, тонком музыканте с ярко выраженным органным мышлением.

С нашей страной связана и дальнейшая биография Хироко Иноуэ. В 2006 году ее пригласили стать солисткой Калининградской областной филармонии (к слову, в Калининграде находится самый большой в Европе орган, установленный в Кафедральном соборе), после чего в самом западном городе нашей страны постепенно сформировалась группа почитателей таланта органистки.

Между тем, исполнительскую манеру Хироко Иноуэ высоко ценят не только в России, но и в других странах мира. Ведь органистка много гастролирует, всякий раз представляя публике разные концертные программы.

Программа «Песня – симфония Земли» включала в себя сочинения нескольких композиторов. Безусловно, не обошлось здесь без Баха, который, по мнению солистки, всегда является олицетворением тем, связанных с Богом, Космосом, Мирозданием. Украшением первой части программы стала и музыка самобытного французского композитора Мориса Дюрюфле – в рамках концерта прозвучали «Сицилиана» и «Токката» из сюиты для органа.

Второе отделение было посвящено сочинению «Песня дельфина» Елены Удрас и «Песне-симфонии» Флора Пеетерса. Причем именно последнее сочинение редко исполняется полностью. В основном можно слышать лишь его части, каждая из которых обращена к разным проявлениям природы – «К океану», «К пустыне», «К цветку», «К солнцу». Все это, по мнению бельгийского композитора, олицетворяет символы жизни, нуждающиеся в человеческой защите.

Хироко Иноуэ – музыкант широкого диапазона. Не случайно в ее репертуаре можно услышать произведения самых разных жанров и исполнительских возможностей. Органистка активно сотрудничает с оркестрами разных городов России, выступает в ансамблях с выдающимися инструменталистами, исполнителями на народных инструментах, вокалистами.

Специально к 250-летию со дня рождения Бетховена Краевая филармония подготовила масштабную концертную программу, в которой примут участие ведущие творческие коллективы не только нашего региона, но и Москвы и Новосибирска. Это будет своего рода концерт-хрестоматия, в котором собраны произведения Бетховена, адресованные ценителям музыки самых разных возрастов и социальных групп. В программе прозвучат первая часть сонаты № 14 (больше известная под называнием «Лунная»), знаменитая ария из оперы «Фиделио», Пятая симфония, песни, обработки и многое другое.

Данный проект вошел в число победителей конкурса на получение гранта Губернатора края в сфере культуры. Эту программу увидят не только барнаульцы, но и жители Бийска и Рубцовска.

Гала-концерт состоится 3 декабря в 18.30 в Краевой филармонии (ул. Ползунова, 35).