Валютный товар: барнаульская компания заготавливает порядка 250 тонн грибов в год

Ноябрь 19 13:44 2020

Пока одни ходят в лес ради удовольствия, другие зарабатывают на собранных там дарах природы первые миллионы. Гендиректор компании «Грибной Алтай» Сергей Кушнерик рассказал, как программист построил бизнес на дикоросах и вышел на международный рынок.

Из хобби в бизнес

Сергей Кушнерик с детства был азартным грибником. Вырос он в самом, наверное, грибном крае нашего региона – Волчихинском районе. Дед научил премудростям тихой охоты, показал секретные места. С юных лет он начал зарабатывать на дарах леса. А когда устроился на работу, эта сезонная прибыль порой была даже выше основного дохода. Но одна мысль не давала Сергею покоя – насколько увеличивается гриб в цене после переработки?

Он промониторил рынок, пообщался с заготовителями и переработчиками и выяснил: рестораны принимают сушеный гриб по цене в 2-3 раза дороже, чем пункты приема. «Так зачем продавать дешевле?» – задумался Сергей и стал скупать сушеные грибы на реализацию. При этом он продолжал работать в найме. Но в определенный момент понял, что грибы являются более перспективным направлением, и ими следует заниматься более серьезно. Тем более появился крупный заказ – 1000 кг сушеного продукта. Учитывая, что на один килограмм сушеных грибов нужно 10 кг свежих – масштабы сродни фантастическим.

— В 2009 году уволился с работы, разменял машину на более дешевый вариант, а разницу в 100 тысяч рублей пустил в оборот, – рассказывает предприниматель. – Поначалу покупал готовый полуфабрикат у населения, дорабатывал, фасовал, развозил по ресторанам. Но скоро пришел к мысли, что если приобретать свежие грибы и сушить их самому, то прибыль могла бы быть больше. Построил в Волчихе перерабатывающую базу, где заготавливали сырье. Процесс переработки достаточно трудоемкий, много ручного труда, но он оправдывается более высокой маржинальностью. Я подготовил все необходимые документы, продукция прошла исследования, получила сертификаты, что позволило увеличить рынки сбыта.

Основной канал поставок сырья – сборщики грибов среди населения, среди них есть проверенные грибники, для которых это постоянный сезонный заработок. В сезон, если не лениться, можно заработать больше 100 тысяч рублей. Но это тяжелый труд.

Сегодня в сезон на предприятии на сушку идет около трех тонн грибов в сутки, а еще тонны – на заморозку и соления.

— Консервация позволяет расширить продуктовую линейку, – говорит Сергей. – Это интересный сегмент. В отличие от заморозки и сушки в процессе можно добавить частичку души, экспериментировать с рецептурами, это уже получается более авторский продукт. Поэтому сейчас мы активно развиваем фасованную продукцию, которую можно будет приобрести на маркетплейсах.

Компания «Грибной Алтай» на Международной выставке World Food 2020 в Москве получила серебряную медаль и звание «Продукт года 2020», победив в номинации «Продукты переработки плодов и овощей».

Засыпались грибами

По информации партнерства «Союз заготовителей и переработчиков дикоросов», за последние пять лет добыча даров лесов в Сибири увеличилась в три раза и составила более 2,2 млн тонн. Несмотря на стремительно растущий рынок, в России, по официальным данным, перерабатывается только 5% дикорастущих грибов. Причина в сложной логистике – в бескрайних российских лесах масса грибных мест, но некоторые находятся в такой глуши, куда можно добраться только на вертолете. Одним словом, собирают то, что в шаговой доступности человеку.

По словам Сергея Кушнерика, в Сибири главными конкурентами «Грибного Алтая» являются производители Томской области, Красноярского края и Хакасии. В масштабах страны – Пермский край, Республика Коми, Архангельская и Иркутская области. Как поясняет предприниматель, алтайский белый гриб имеет отличную репутацию, как и наши мед, сыр, он обладает ореолом экопродукта. В некоторых регионах спрос именно на алтайские грибы. Предпочтение отдают белым, а также соленым груздям, маслятам, опятам, рыжикам.

— Бизнес на дикоросах – достаточно перспективный, рынок достаточно емкий, только начинает развиваться, но в нем много подводных камней, –рассуждает Сергей Александрович. – В первую очередь – сезонность. Чтобы не останавливать предприятие после окончания грибного сезона, вводим дополнительные виды переработки. Хотелось бы обеспечить персоналу круглогодичную занятость, чтобы каждый раз перед сезоном не нанимать новых сотрудников – это тоже дополнительные расходы, людей надо найти, обучить. С нынешнего года внедрили фасованную продукцию под своей торговой маркой для реализации в розницу, раньше продавали только оптом. Пробовали заниматься ягодой, орехами, но входим в эту нишу по мере необходимости, при наличии заказов. Везде не успеть, я считаю, нужно развиваться в чем-то одном.

Вторая проблема – рынок зависим от урожайности, на который предприниматель никак повлиять не может. Нынешний сезон порадовал высокой урожайностью. Правда, прогнозы по поводу раннего начала сезона грибного сезона не оправдались. Несмотря на раннюю весну и преждевременное лето, грибы начали плодоносить ровно в срок. Зато обильно.

А еще грибы – валютный товар. Так как большая часть продукции уходит на экспорт в страны Европы, цена на закупе приравнивается к курсу евро, что не может не отражаться на конечной стоимости. За 10 лет закупочная стоимость грибов выросла в 8-9 раз. Если в 2009 году она варьировалась в районе 25 рублей за кг, то теперь – около 200.

Фото из архива Сергея Кушнерика

Выход на экспорт

География поставок «Грибного края» – преимущественно крупные города, страны ближнего зарубежья. На местный рынок компания не работает.

— Здесь конкуренция выше, – поясняет переработчик. – Много частников, которые занимаются заготовкой грибов в домашних условиях, консервируют, замораживают продукцию чуть ли не на кухне, без торговой марки. Себестоимость нашего товара получается гораздо выше, так как в процессе производства занято много людей.

На стадии согласования контракт на поставку в Германию. Туда отправят консервированную продукцию, сушеные белые грибы, соленые грузди – эта продукция пользуется в Европе наибольшим спросом. Контракт Сергею Кушнерику принесло участие в выставке «Продэкспо».

— Подобные мероприятия продуктивны, но не всем предпринимателям по карману, – говорит Сергей. – Поставить свой павильон на выставке обойдется в 600-700 тысяч рублей, а еще затраты на проезд, питание, проживание. Фонд МСП предложил выставиться на коллективном стенде бесплатно, а во время бизнес-миссии в Китае – за счет фонда МСП услуги переводчиков и китайские контакты. Сейчас нам помогают в выходе на электронные торговые площадки, такие как Wildberries.