У реки есть будущее, и оно в пределах Алтайского края определено конкретными цифрами

Ноябрь 18 10:46 2020

Пандемия абсолютно не повлияла на речные перевозки в регионе и реализацию трехстороннего соглашения между краевым Правительством, администрацией Обского БВП и перевозчиками. Объемы грузовых перевозок стабильны, а количество пассажиров растет.

Объемы грузоперевозок по рекам с каждым годом растут.
Фото Андрея Чурилова

Стабильные показатели

На Оби скоро встанет лед, сезон навигации завершен, пора подводить итоги. Речники минувший год однозначно могут занести себе в актив. Например, объем перевезенных грузов по реке в пределах барнаульского участка водных путей сообщения составил 960 тыс. тонн, а число пассажиров достигло 149,2 тыс. человек.

— Объем грузов сократился, – говорит заместитель министра транспорта Алтайского края Дмитрий Коровин. – Но это не связано с пандемией, просто склады в Барнауле и Камне-на-Оби полны, а спрос несколько снизился. При этом расширилась номенклатура перевозимых товаров: к инертным материалам добавился лес. Что касается пассажиров, то в сравнении с предыдущим годом их количество выросло на семь тысяч, и это несмотря на эпидемиологическую ситуацию.

С 2014 года в регионе действует трехстороннее соглашение между краевым Правительством, администрацией Обского бассейна и перевозчиками. Первые со своей стороны обеспечивают финансирование, вторые – условия для судоходства, третьи – объемы грузов. Общий объем средств, который за шесть лет направили на реализацию соглашения составил 303 млн рублей, из которых 70 – в этом году.

— В 1989 году объемы перевозок в регионе были грандиозны: 5,7 млн тонн грузов. Потом начался спад, и в 2014 году мы достигли нижнего пика – всего 400 тыс. тонн. После подписания Соглашения этот показатель начал ежегодно расти, – отмечает Дмитрий Коровин. – Наша цель на 2021 год – выйти на 1 млн тонн грузов, перевезенных по реке.

4,8 млн тонн грузов перевезено водными путями в регионе с 2014 года. Этот объем соответствует 210 тысячам грузовых автомобилей.

Люди и техника

Для достижения этой цели от всех участников Соглашения требуется серьезная работа, ключевую роль в которой играют речники. Участок нашего филиала Обского бассейна составляет 955 километров – это Бия и Катунь, Обь до Камня-на-Оби. Задача речников – обеспечить безопасные условия для судоходства.

— Сейчас судоходные параметры на реке приблизились к 1995 году, то есть за 25 лет сейчас на нашем участке оптимальные условия, – отмечает Александр Чуприн, начальник филиала ФБУ «Администрация Обского БВП». – Практически везде мы превысили план по срокам навигации. Например, на Оби от истока до Барнаула она составила 132 дня при плане 110. Выполнили целый комплекс работ, основные из которых – дноуглубительные. По ним наш филиал дал те же объемы, что и весь Обь-Иртышский бассейн в целом.

Работа по реализации трехстороннего соглашения дает мультипликативный эффект. Поняв перспективу речных перевозок, представители бизнеса начинают вкладывать средства в инфраструктуру. Так, на частные инвестиции восстановили порт Восточный в Барнауле, где долгое время не было ни одного крана и условий для погрузочных работ: сейчас там три крановых механизма. Помимо этого, суда теперь без проблем могут пришвартовываться в Усть-Пристани, Калманке, Шелаболихе. Польза от этого очевидна: материалы, используемые при дорожном строительстве, теперь можно подвозить максимально близко к местам работ. Например, с порта Восточный почти 80 тыс. тонн материалов отправили на ремонтируемый участок Чуйского тракта от Новоалтайска в сторону Бийска.

В рамках празднования Дня города в Барнауле состоялся парад судов, чего, как говорит Александр Чуприн, не было больше десяти лет.
Фото Ярослава Махначёва

Конечно, выполнение всех задач невозможно без развития материально-технической базы. В этом году барнаульский участок пополнился несколькими теплоходами, земснарядом.

— Весь флот у нас в эксплуатации с 1960-1970-х годов, то есть далеко не новый, – рассказывает Чуприн. – Два года назад началась модернизация энергоустановок, устанавливаем современные дизельные двигатели, другие узлы, пришедшие в негодность. Техника, пришедшая к нам в этом году, тоже после капремонта. Суда, которые по техническим показателям уже под запретом, мы не эксплуатируем.

Постепенно решается и кадровый вопрос. Например, если в 2016 году средний возраст командирского состава на дноуглубительной технике составлял 55 лет, то сейчас он снизился на 10 лет.

— Дефицит есть, проводим работу с Сибирским университетом водного транспорта, с колледжами Томска и Новосибирска, идет планомерное омоложение коллектива, – говорит Чуприн.

Кстати, в конце октября Президент РФ дал поручение по разработке нацпроекта, направленного на развитие водного транспорта. И, как говорит Дмитрий Коровин, благодаря этому реализуемое в крае Соглашение обретает второе дыхание. Все, что оно предусматривает, будет закреплено на федеральном уровне, а это и обновление судового парка, и значительные вложение в формирование фарватера. Так, в Алтайском крае уже давно запланированы мероприятия по укреплению судового хода на Катуни.

Параметры пассажирских перевозок по рекам края также стабильны. Правительством края заложено 11,5 млн рублей субсидий на этот вид транспорта, что позволяет сохранять стабильные цены. Теплоходы пользуются спросом у дачников и отдыхающих. Кроме того, Дмитрий Коровин видит в речном транспорте и туристический потенциал.

Объемы грузоперевозок по рекам барнаульского участка водных путей сообщения, тыс. тонн.:

2016 год – 689;

2017 год – 850;

2018 год – 920;

2019 год – 960;

2020 год – 900.

2021 год (план) – 1 000.