«Лёха» — это любовь: что такое sound-драма, на что вдохновляет внутренний спортсмен и почему после спектакля так хочется обнять родных

Ноябрь 16 14:04 2020

На экспериментальной сцене Краевого театра драмы поставили sound-драму «Лёха» по пьесе Юлии Поспеловой. Спектакль получился живым, энергичным, местами очень трогательным, генерирующим у зрителей личные воспоминания о прошлом, а точнее, о собственных бабушках и дедушках.

В роли деда — Виктор Осипов.
Фото предоставлено Алтайским краевым театром драмы

Эффект причастности

Юлия Поспелова – драматург хоть и молодой, но успешный. Ее пьесы регулярно побеждают на конкурсах современной драмы, а ставить их берутся на самых разных сценах страны, в том числе и театров кукол (к примеру, постановка по ее пьесе «Бах-бах-бах» из Ханты-Мансийска взяла несколько наград, в том числе и приз зрительских симпатий I Всероссийского фестиваля театров кукол «Зазеркалье», который прошел в Барнауле в 2019 году). Что касается «Лёхи», то в творчестве драматурга это материал особый, автобиографичный. Пьеса посвящена деду Юлии Поспеловой, который в старости встретил любовь всей своей жизни и снова почувствовал себя молодым. Между тем автор вплетает в сюжет не только эту семейную историю, но и линии взаимоотношений всех родственников между собой. Выбрав подачу текста от лица внучки, драматург на самом деле спровоцировала множество прочтений пьесы. Не случайно кто-то ставит «Лёху» как моноспектакль, а кто-то выводит на сцену всех персонажей, сыгравших в жизни деда важную роль.

Режиссер Ирина Астафьева выбрала второй путь, воплотив на сцене всех героев из рассказа внучки – деда, его нынешнюю любовь, ушедшую из жизни жену, приемную дочь, внука. И даже внутреннего спортсмена, поселившегося в душе деда после встречи с Любовью Ивановной. Этот персонаж вдохновляет старика на подвиги, толкает на безумства, окрыляет. Но что еще интересно, в самом начале пьесы артисты предстают перед зрителями не в образах, на время они становятся самими собой. То есть все они – Елена Адушева, Виктор Осипов, Мария Сазонова, Сергей Рассахань, Екатерина Порсева, Данила Никоноров, Анна Кушнир – делятся со зрителями личными историями о своих бабушках и дедушках, об их трогательных привычках, привязанностях, чудачествах. Тем самым они словно настраивают зал на волну воспоминаний, возвращают в детство, делают всех причастными к происходящему на сцене.

В 2016 году пьеса Юлии Поспеловой «Лёха» завоевала Гран-при сразу двух престижных конкурсов новой драматургии: «Ремарка» и «Кульминация». Кроме того, «Лёха» – многократный участник драматургических и режиссерских лабораторий.

Музыкальная история

Кстати, эффект узнавания срабатывает у зрителей и при виде оформления сцены (художник-постановщик спектакля – Мария Рыкова). Достаточно перечислить детали обстановки дедовой квартиры, в которой плита, холодильник, радиоприемник, панцирная кровать, тумбочка, графин, термос, утюг и даже отрывной календарь – все родом из советского детства. Сам дед заряжает воду под воздействием Алана Чумака, выращивает в трехлитровой банке полезный гриб, его жена бросает все дела, чтобы увидеть очередную серию «Санты-Барбары», а лейтмотивом всего спектакля становится песня Вячеслава Добрынина «Колдовское озеро» (как ни странно, она звучит здесь уместно и даже помогает двигать дальше сюжет). Вообще, заявленный как sound-драма, этот материал поставлен на фоне живой музыки – современной, драйвовой, в исполнении Антона Палина и вокальных партий актрисы Екатерины Порсевой, сыгравшей роль внучки-рассказчицы.

Что интересно, на основе этой пьесы режиссеры довольно часто создают музыкальную историю. Известны постановки в сопровождении рок-музыки, рэповых партий. Вероятно, дело тут в особом ритме повествования, которое состоит из повторяющихся реплик, необычно оформленных строф. Музыка словно помогает озвучить невыразимое словами, донести до зрителя некие скрытые смыслы.

Фигура умолчания

Но что больше всего удивило в спектакле, так это непосредственно Лёха – персонаж, которому звонит дед в моменты наивысшего душевного подъема. Из сюжета ясно, что это сын старика, а значит, отец рассказчицы. Но почему этот Лёха так и остается по ту сторону трубки? Как пояснила в одном из своих интервью Юлия Поспелова, речь идет о фигуре умолчания. «Пишем «Лёха» – читаем «любовь», – говорит она. – Каждый раз, когда дед в тексте говорит: «Лёха!», он как бы произносит: «Я ее люблю». Кодировка такая, понимаете?».

Есть в постановке еще одна удивительная условность. Касается она главных персонажей, которых играют вовсе не старики – Виктор Осипов и Елена Адушева. Но почему-то на их месте так легко представляются твои собственные дедушка и бабушка, с которыми о чем-то важном не договорил, что-то про них не понял.

— Лично меня греет в этом материале мысль о ценности человеческой жизни, – поделилась режиссер постановки Ирина Астафьева. – Для нас часто очень важны такие категории, как образование, обеспеченность, карьера. И мы в погоне за благами цивилизации остаемся невнимательными, равнодушными друг к другу. А ведь другой человек – это неизведанная планета, другой непознанный мир. Человек умрет, и ничего не останется, только имя, в лучшем случае. Поэтому хочется «видеть» человека сейчас. А через историю своего деда, через историю своей семьи, через взгляд в прошлое можно познать и себя. Не случайно героиня так стремится понять — кто она такая и из чего состоит.

Следующий показ спектакля «Лёха» (6+) на сцене краевого театра драмы состоится 17 ноября в 18.30.