Как детей в Барнауле учат быстрому устному счету, и какая от него польза

Ноябрь 09 15:06 2020

Сегодня образовательные центры предлагают различные альтернативные формы обучения на развитие сверхспособностей. Среди них выделяются курсы ментальной арифметики, которые пользуются довольно большим спросом у барнаульцев. Рассказываем, что это такое.

Дети с интересом осваивают абакус, который появился еще во времена древних культур Египта, Рима и Китая.
Фото из официальной группы Friendly ВКонтакте

Математический спорт

Ментальная арифметика – это методика быстрых вычислений в уме, основанная на умении пользоваться древним видом счетов, абакусом. Не нужно носить их везде с собой, инструмент необходим только первое время. В дальнейшем достаточно просто представлять его. Знание счетов позволяет мгновенно проводить устные математические расчеты, будь то деление, умножение, вычисление квадратного корня трехзначных, четырехзначных и большего значения чисел.

В специальных школах обычно этому навыку обучают детей с 5 до 16 лет. Проще всего начинать тогда, когда ребенок уже знает и понимает цифры. В целом освоить навык можно в любом возрасте. Главное – выполнять все рекомендации преподавателей.

Стандартный курс полного обучения – порядка двух лет стабильной и регулярной работы. Познакомиться с методом и понять принцип работы счетов абакус можно в течение 30 дней. Результат, который предполагает ментальная математика, виден уже через пару месяцев, а к концу курса методика прочно закрепляется в сознании.

— Это можно сравнить со спортивными тренировками, – говорит Алёна Савченко, директор первой в Барнауле школы ментальной арифметики Friendly. – Если человек будет ходить на пробежку, скажем, раз в неделю или раз в месяц, то результат будет близок к нулю. Так и с ментальной арифметикой. Это та же самая тренировка, только для мозга. Если он получает ежедневную нагрузку, то результат не заставит себя ждать.

Основной ресурс, которым должны располагать ученики, – это время. Занятия в школе проходят несколько раз в неделю, а технику работы на абакусе необходимо закреплять регулярно. Поэтому выполнение домашних заданий – обязательно, иначе трудно добиться высоких результатов. Одно и то же действие повторяют по нескольку раз, чтобы оно основательно засело в сознании.

Сверхспособность

Ментальной арифметике в Барнауле обучают с 2015 года. Сейчас в центрах уроки проходят как очно, так и дистанционно. Группы обычно маленькие и сформированы по возрасту. Преподаватели обращают внимание на способности, темперамент, скорость восприятия информации и могут организовывать группы уже исходя из этих параметров. Благодаря тому, что детей на одном занятии мало, преподаватель может работать с каждым персонально. Ментальный счет – это все-таки практический навык, и просто прослушать информацию недостаточно.

— Результаты ребят поражают, – отмечает Алёна Савченко. – Они приходят и рассказывают, что в обычной школе им стало легче учиться. Дети становятся пытливы умом, быстро схватывают любую информацию. У них пропадает страх перед чем-то новым.

Сын Анны Репиной занимается в школе ментальной арифметики уже третий год подряд. На курсы его водят с пяти лет.

— На мой взгляд, это отличная альтернатива всем предшкольным занятиям. К первому классу скорость чтения у сына была 63 слова в минуту (для этого возраста норма – 25) и свободное сложение-вычитание трехзначных чисел. Это при том, что ребенок крайне неугомонный, ранее его сложно было удержать на месте даже на полчаса. Планируем младшую дочку, как подрастет, тоже записать на эти курсы.

При этом, по заверениям учебных центров, быстрый счет – лишь побочный эффект применения методики. Главное – развивается логическое мышление, память. Ребенок учится быть самостоятельным, ответственным, дисциплинированным, потому что каждый день нужно выделять хотя бы 10-15 минут для отработки навыка. За счет всего этого у детей появляется уверенность в себе и своих силах. Повышается самооценка и развиваются лидерские качества, потому что ребенок понимает, что отличается от сверстников и может уже сам им чем-то помогать.

Однако школьные педагоги не спешат превозносить новую методику. Во-первых, потому что она совершенно чужда нашему образованию и менталитету. Во-вторых, все-таки следует учитывать способности ребенка – может, он лирик, а не математик.

Учитель математики Ирина Леоненко в своей учебной практике работает с детьми, владеющими навыками ментальной арифметики. Она отмечает, что такие ученики мало чем отличаются от своих одноклассников и не выделяются особо на общем фоне.

— Им просто так удобно считать, — говорит педагог. — К тому же это сугубо индивидуально, кому-то такой навык совершенно не нужен. Это связано с особенностями мышления: кто-то зрительно воспринимает информацию и воспроизводит ее образно в уме, кому-то нужно самому ее записать и понять, а кому-то – услышать. Поэтому не каждому подойдет этот способ работы.

Инна Бахман, психолог: «Ментальная арифметика – серьезная и нужная методика. Но только в том случае, когда ребенок имеет предрасположенность к этому, ему интересно и у него есть какая-то личная мотивация. Чтобы освоить методику, он должен обладать базовыми знаниями и иметь сформированные элементарные математические представления. Нет смысла отдавать ребенка насильно на курсы, тем более когда он не знает азы. Это совершенно не логично и может отбить желание к изучению предмета. Обладание навыком должно быть бонусом к уже имеющимся знаниям, а ни в коем случае не заменой традиционных математических программ, которым обучают в школе. Ментальная арифметика дает механизм быстрого освоения любого материала. Но не все дети готовы учиться этому методу, так как у всех по-разному развиты познавательные процессы. Мышление должно быть сформировано в соответствии с возрастом. Что касается самооценки, то тут спорный вопрос. Конечно, ребенок будет чувствовать себя уверенно на тех уроках, где можно применить навык, но не более».