Впервые в читках Краевого театра драмы принял участие автор пьесы

Ноябрь 02 14:42 2020

В Театре драмы продолжается проект «Время Ч», который знакомит публику с самой разной драматургией – от пьес Шекспира до произведений современных авторов. В новом театральном сезоне он стартовал с читки пьесы алтайского драматурга Олега Канина (Новоалтайск).

В своей пьесе Олег Канин выделил двух персонажей – воспитательницу детсада Агли Межову (Екатерина Порсева) и поэта Константина Слипченко (Александр Рогозин).
Фото предоставлено Театром драмы

Для людей, неравнодушных к театру, проект «Время Ч» – наиболее удачный формат для близкого знакомства с законами драматургии. Ведь всегда в ходе читок начинает срабатывать магия текста, когда зритель, видя на сцене лишь актеров, воспринимает пьесу не визуально, а через реплики героев, дорисовывая подробности сюжета в своей голове. То есть в силу вступает закон индивидуального восприятия, чем и ценен данный проект. К тому же читки, во время которых со сцены звучат пьесы Ярославы Пулинович, Василия Сигарева, Ивана Вырыпаева, Игоря Бауэршимы, Фридриха Дюрренматта, призваны познакомить барнаульскую публику с самыми разными текстами, в том числе и современной драматургией.

Без здравого смысла

Так было и на этот раз, когда вниманию зрителей представили творчество местного драматурга Олега Канина, на счету которого ряд побед в конкурсах, посвященных современной драматургии. Что интересно, его первую пьесу «Престиж» перевел на английский язык и поставил известный британский режиссер Том Стоппард, а читкам его драматургических произведений посвятили пятидневную лабораторию в Белгороде. Известен этот автор и на родине – так, в 2017 году на сцене Алтайской драмы показали эскиз по пьесе Олега Канина «Crack».

В новом театральном сезоне открыть очередную серию проекта «Время Ч» решили его пьесой «Метафизика». За столь многообещающим названием на самом деле кроется жуткий сюжет. Суть его в том, что классная руководительница 11-го класса престижной школы с английским уклоном собрала родителей, чтобы обсудить самоубийство одного из учеников. Причем она призывала собравшихся не доводить этот случай из ряда вон до общественного скандала, для чего требовала скрыть излишние подробности страшного ЧП. Однако на ее просьбы мало кто реагирует. В основном все родители заняты собой и отстаиванием собственной позиции в случившейся перебранке. Все реплики героев звучат не в строчку. Достаточно сказать, что после прочтения предсмертного письма один из родителей задает вопрос в лоб: «Сколько?», желая поскорее откупиться от встревоженной классной.

Среди этого абсурда серьезным и важным кажется лишь вслух зачитанное прощальное письмо Коли Истомина, адресованное классному руководителю, в котором есть такие строчки: «…потеряв свою жизнь, я потеряю лишь это: налог на добавленную стоимость, курсы фотографов, планирование семьи, …социальный опрос, образование на 5, спортивное питание, кредит за 30 минут для граждан РФ без справок и поручителей, без предварительных взносов под 0 процентов, сеть магазинов косметики, курсы актерского мастерства…». Юношу нашли повешенным в городском парке. Реакция на происшедшее поразила своей нелепостью – родители, которых ничуть не встревожила смерть подростка, взялись демонстрировать свои амбиции, мериться размерами кошелька, ставить друг друга на место. Никто ни разу не вспомнил и о детях – одноклассниках Коли, которым предстоит как-то дальше со всем этим жить. Однако из разношерстной толпы (таксист, владелец местного телеканала, юрист, директор сети обувных магазинов, актриса, медсестра, предприниматель, домохозяйка) автор решил выделить лишь двух персонажей – воспитательницу детского сада Агли Межову и поэта Константина Слипченко, которые более-менее по-человечески проявляют себя в начале и конце странного действия. Но и их присутствие здравого смысла в пьесу не привносит.

Озвученные мысли

К счастью, в этот день в зрительном зале присутствовал сам автор, который по завершении читки вышел к публике, чтобы ответить на возникшие вопросы. Как оказалось, эта пьеса была написана Олегом Каниным семь лет назад, а потому сегодня он в ней переделал бы многое. Однако, объявив, что в текст он закладывал не драму, а анекдот, драматург вызвал в зале смешанные реакции.

— Размышления о смысле жизни я в пьесу уж точно не закладывал, – прокомментировал он. – Наоборот, для меня это анекдот, прямая сатира на то, что происходит сейчас, и то, что я вижу по телевизору. Изначально в этой пьесе было 18 героев, потом я сократил их до 15, затем до 12… Именно такое число персонажей, на мой взгляд, позволяло избежать пробуксовки действия. Задумывал я и другой финал, работал над ним, даже придумал четыре версии концовки. Однако потом намеренно от этого отказался и сделал текст без окончания.

Действительно, создается ощущение, что персонажи пьесы пришли, посидели в замкнутом пространстве и ушли, так не до чего и не договорившись. Они словно намеренно отвлекались от главной темы, обходили проблему стороной, не берясь ее даже озвучить. Но, как уверяет автор, разве не на таких же принципах строятся все ток-шоу, где после разговора все расходятся (не случайно одно из черновых названий пьесы – «Пусть говорят»)? Еще, по мнению режиссера и куратора проекта Татьяны Тимофеевой, интересно было бы подать этот текст как внутренний монолог героев, когда в реальности люди не могут вслух произнести то, что думают на самом деле, а текст пьесы представляет собой их озвученные мысли.

Если одни зрители увидели в пьесе новаторские приемы драматурга (кто-то даже сравнил диалоги персонажей с перепиской в нынче модных родительских чатах), то другие упрекнули автора в отсутствии зримого конфликта, а также в затянутости действия.

— Нам показалось уместным подать пьесу в лирическом ключе, – пояснила Татьяна Тимофеева. – И к этому нас подтолкнула форма – по крайней мере значимым для нас оказался рефрен из двух персонажей – поэта и воспитательницы, которые явно выбиваются из общей стаи родителей и ищут смысл в поэзии, в идущем снеге.

Обсуждение после читок – пожалуй, самое ценное в этом проекте. И если обычно обмен мнениями происходит лишь с участием актеров и зрителей, то данная встреча показала, насколько важно, когда в зале присутствует еще и автор.

3 ноября в Театре драмы в рамках проекта «Реплики» состоится диалог вокруг спектакля «Укрощение строптивой», который пройдет с участием театроведа, театрального критика Елены Кожевниковой (начало в 18.30). Следующая встреча на проекте «Время Ч» намечена на 8 декабря, в этот день артисты театра познакомят публику с пьесой Алексея Житковского «Горка» – лучшей пьесой 2018 года по версии конкурса современной драматургии «Кульминация».