Как работают студии мультипликации в Барнауле

Ноябрь 02 14:09 2020

В краевой столице есть несколько студий мультипликации. Одна из них – «Мультвили». Историю ее появления, а также о тонкостях создания анимации рассказала преподаватель Лилия Аксёнова.

Юным мультипликаторам рассказывают об основах архитектуры и дизайна.
Фото Светланы Молокановой

Родом из детства

— Будучи школьницей, по телевизору увидела ролик, как можно самой создавать мультики, и загорелась идеей. Родители купили мне первую камеру, и я начала снимать. Даже выигрывала во всероссийских и международных конкурсах. Помню, наградой за один такой была поездка в Москву. Я жила в Павловске, и весь мой мир тогда ограничивался Барнаулом. А тут такое путешествие! Мультиками занималась примерно год. В моем детстве как такового Интернета не было, информацию получать неоткуда, расти дальше не получалось. И я на несколько лет оставила это занятие. Позже, во время учебы в университете на журфаке, мы со студотрядом работали в гостиницах горничными на разных олимпиадах. На 4-м курсе ездили в Крым, где нас направили в семейный отель. Условия были не очень, но возвращаться – не вариант. Хотелось еще попутешествовать там. Тогда я и вспомнила о своем старом увлечении. Ребятишек там было очень много, им предоставлялась детская комната, но без каких-либо развлечений. Мы с подругой пошли к руководству отеля с предложением открыть секцию мультипликации. Им идея понравилась, но дали на ее реализацию испытательный срок в две недели. Дети активно к нам пошли, они были в восторге. Ребенок приезжал отдохнуть, а потом увозил с собой мультик как воспоминание. Так мы работали год. Потом я вернулась в Барнаул и решила больше не бросать это дело, – рассказывает Лилия Аксёнова.

На тот момент, а это примерно пять лет назад, в городе была всего одна студия мультипликации. Так что, можно считать, ниша была свободной. Начинала Лилия одна с маленькой студии. Финансов было немного, и она искала невостребованные помещения. В АлтГУ существует студенческий бизнес-инкубатор – площадка для развития и продвижения молодежных инновационных проектов. Было решено обратиться за помощью к нему. Он предоставляет дешевую аренду помещений. Под студию анимации выделили небольшую комнату в старом здании на втором этаже. Набрали первую группу из пяти детей.

Переехать оттуда студия смогла только спустя время. На одной из конференций Лилия скооперировалась с другим развивающим детским центром, они были готовы выделить под секцию мультипликации кабинет. Своим собственным офисом студия обзавелась в сентябре этого года.

Постепенно за годы работы набралась команда преподавателей. Как отмечает Лилия, учитель у них в первую очередь – друг для ребенка. Он может и построжиться, и подурачиться вместе с детьми. Классической анимации обучают творческие люди, кто хорошо лепит и рисует. Компьютерной – те, кто хорошо разбирается в технологиях и программах. Например, Артём Фирсов – художник, 2Д-аниматор ведет свой ютуб-канал по созданию мультиков.

Лилия Аксёнова: «Принцип детской анимации – не бояться ошибок. Можно ошибаться множество раз, главное – дойти до конца».

В технике Pixar

Любой проект начинается с идеи. Нужно решить, какие будут персонажи мультфильма и как они будут между собой взаимодействовать. Обычно дети уже приходят с какой-то задумкой. Зачастую она такая грандиозная, что для реализации потребовалось бы не менее пяти лет съемок. В студии учат правилам композиции, тому, как верно строить сюжетные линии и писать сценарии. Основываются на схеме, по которой работают в американской анимационной компании Pixar.

Преподаватели подбирают технику создания под каждого своего ученика. Это может быть пластилиновая, кукольная, картонная, сыпучая (из песка, гречки, макарон и т.д.), из конструктора лего – анимацию можно сделать из чего угодно. Дети даже сами себя снимают. Чаще всего ребята создают мультики по уже существующим мультфильмам. Заимствуют персонажей и придумывают им свои истории. Например, был ученик, который за одну неделю каникул слепил порядка 25 героев из своего любимого анимационного сериала.

Самым маленьким мультипликаторам проще всего начинать с пластилина. Материал мягкий, легко менять форму и показывать движения. Лилия рассказывает, что у них занимался 5-летний мальчик, который, будто ювелир, слепил очень маленькие, но детальные фигурки смешариков. Нужна была лупа, чтобы их рассмотреть. К сожалению, таких сложно снимать в мультфильме.

Дети постарше, лет 14-16, больше работают с куклами. Каждый получает шарнирную фигурку, у которой все элементы подвижны. Точно с такими же работают на профессиональных мультипликационных студиях. На протяжении нескольких месяцев им подбирается образ: шьется одежда, продумывается характер.

По кадрам

Анимация создается при помощи покадровой съемки. И здесь наблюдается одна из главных сложностей. Камера закрепляется на специальном станке. Делается один снимок, затем передвигается какой-то элемент, например, рука персонажа, – второй снимок. На монтаже все кадры соединяются, и получается анимация. Дети зачастую очень непоседливы – им хочется прыгать после каждого перемещения своего героя. Хоть станок тяжелый, они умудряются его сдвинуть. Из-за этого общая картинка трясется, портится, и может потребоваться пересъемка целого эпизода. Чтобы минимизировать излишнее движение в кадре, все фигурки делаются устойчивыми, к примеру, в пластилиновые для этого вставляют специальные магниты.

Для создания качественного мультика недостаточно придумать идею, написать сценарий и овладеть техникой. Нужно научиться озвучивать своих персонажей – для этого с детьми занимаются техникой речи. Также они учат основы анатомии, мимики, физиологии движений. Герои должны гармонично существовать в пространстве, чтобы их тела не ломались и выглядели естественно.

Стандартный хронометраж детских мультработ – 1-2 минуты. За месяц в студии создают в среднем два мультика.

Занятия компьютерной анимацией – это не только творческое развитие ребенка, уход в диджитал-профессию, которая очень востребована в современных реалиях. Если работу классического мультипликатора в Барнауле сложно найти, то с 2Д-заказами можно работать через Интернет. Например, ученики старшей группы студии создают анимацию по заявкам, которые находят на биржах фриланса. Если развивать такие навыки с детства, то можно выйти на высокий международный уровень.