Куклы в кубе: из драматических актеров — в кукольники

Октябрь 26 15:01 2020

Впервые в истории театра «Сказка» его актеры прошли обучение по программе профессиональной переподготовки «Артист театра кукол». Речь идет о целевом наборе – трехлетнем образовательном проекте, реализованном в рамках госпрограммы «Развитие культуры Алтайского края». Вместо экзаменов выпускники этого набора представили на суд аттестационной комиссии две яркие премьеры.

Артисты театра кукол научились лучшему владению куклой.
Фото Натальи Катренко

Другая органика

Профессиональные актеры-кукольники понадобились театру в связи с предстоящим переездом в новое здание. Ведь по специальности большая часть артистов труппы – драматические актеры. А тенденции современного театра кукол таковы, что требуют от артистов не просто виртуозного владения куклой, а другого поведения на сцене, другой органики, нежели в драмтеатре. Поэтому реализовывать данный проект взялись сразу несколько вузов – Алтайский институт культуры и Новосибирский театральный институт.

— Хорошо, что по первому образованию все эти ребята были актерами драматического театра, – рассуждает художественный руководитель отделения театра кукол Новосибирского театрального института Эльмира Куриленко. – Однако кукольникам все же нужны иные навыки нахождения на сцене – так называемый динамический стереотип поведения. Дело в том, что драматический актер на любой импульс извне (скажем, на реплику другого актера) тут же реагирует своим телом, актер-кукольник же, наоборот, должен научиться сдерживать эту реакцию – не пропускать ее через себя, а направлять на периферию тела, то есть к кукле. А значит, не из себя ваять мысль, образ, характер, а из другого объекта. Эта особенность поведения и отличает кукольника от других артистов.

Но так вышло, что по специальности «актер-кукольник» в нашей стране готовят студентов лишь несколько театральных вузов, расположенных в Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге, Новосибирске, а также в Иркутском театральном училище. И если учесть, что театры кукол расположены практически в каждом городе, то на эту должность повелось брать артистов драматического театра – то есть актеров иной органики.

Кукольники, действительно, должны уметь чуть больше, чем драматические актеры. Даже преподавание сценической речи здесь основано на других принципах, ведь такому артисту часто приходится работать в неудобных позах, за ширмой или в связке с коллегами. А это совсем другая подача звука – у таких исполнителей должна быть более сильной диафрагма, мощный звуковой аппарат. Усложняются и задачи, которые они выполняют на сцене. Потому что у кукольников два объекта внимания – мыслительный и физический. И если драматический актер должен следовать за мыслью, то от кукольника, помимо этого, требуется совершать множество манипуляций с предметом, с куклой. По мнению Эльмиры Куриленко, всему этому актеры театра кукол учатся годами, а то и всю жизнь.

По итогам аттестации девять актеров «Сказки» получили документ об образовании с присвоением квалификации «Артист театра кукол».

Артисты «Сказки» освоили новый стереотип поведения актера-кукольника.
Фото Натальи Катренко

Энергия задора

Выпускники первого набора – девять человек. Большая часть из них – опытные артисты театра. К примеру, Нина Позднякова работает в театре вот уже семь лет. Образование она получала в Улан-Удэ в Восточно-Сибирской академии культуры и искусства (специальность – «артист драматического театра и кино»), после чего несколько лет проработала в Иркутском театре народной драмы. А когда в 2013 году приехала в Барнаул, то не стала пробоваться в драматические театры, а сразу пришла в «Сказку», желая связать свою жизнь с куклами.

— Учеба – это всегда очень полезно, – делится актриса. – Нам преподавали вокал, танец, основы режиссуры, технологию изготовления кукол, актерское мастерство, сценическую речь… Безусловно, я узнала много нового и интересного. Например, настоящим открытием для меня стал театр Петрушки, артист в котором – настоящий циркач, кукольник от бога. Ведь ему в одиночку приходится из-за ширмы водить сразу несколькими куклами одновременно, переставлять реквизит, держать внимание публики. Лично мне, казалось бы, артистке со стажем, все это оказалось непросто – я буквально не могла пошевелить ни рукой, ни ногой. А ведь надо было поймать еще настроение Петрушки, его энергию задора.

И если первые два года шло интенсивное обучение на базе Алтайского института культуры (по словам актеров, в этом процессе было самым сложным совмещать учебу с работой в театре), то весь третий курс ребята ставили спектакли. Всего их – три. Первый – речевая постановка по сказкам Андерсена, второй – класс-концерт «Куклы в кубе, или Вперед, за синей бабочкой!» и третий, созданный в традициях народного театра Петрушки (для этого артистам пришлось освоить голосовой модулятор – пищик). На итоговой аттестации были представлены лишь первые две работы.

Постановка по трем сказкам Андерсена – «Стойкий оловянный солдатик», «Жаба» и «Штопальная игла», в ходе которой каждый актер показал себя в том или ином образе, получилась работой нежной, законченной и претендующей стать полноценным спектаклем. По крайней мере, как заверила директор театра Надежда Васильева, перенести его на сцену было бы правильно – столь трогательные сказки в репертуаре должны быть обязательно. А вот «Куклы в кубе» были призваны продемонстрировать умение артистов работать в ансамбле, их способность уходить на невидимый план и передавать всю свою энергию куклам и предметам. Отсюда и название, отсылающее не только к кубу-пространству, в которое были помещены куклы, но еще и к кубу арифметическому, указывающему на гротеск, склонность к преувеличению, характерную для театра кукол. В этой постановке ребята продемонстрировали свое умение работать с самыми разными видами кукол – от марионеток до маппетов, стремительно переключаясь в одних на другие.