Работа системы образования города в сезон простуд и пандемии коронавируса

Октябрь 23 12:38 2020

Почему осенние каникулы стали почти вдвое длиннее, будут ли по аналогии со школами закрываться на карантин детские сады в случае роста заболеваемости педсостава и стоит ли вновь ждать перевода на дистанционное обучение. Рассказываем.

Эта пятница – последний учебный день для школьников перед длинными каникулами. За парты они снова сядут 9 ноября.
Фото Андрея Чурилова

Ситуация с заболеваемостью во всех учреждениях образования – дошкольного, общеобразовательного, дополнительного профиля – ежедневно отслеживается на краевом уровне. Обращают внимание не только на динамику инфицирования ковидом, но и на рост числа заболевших сезонной ОРВИ. На вечер понедельника, 19 октября, на карантин ушли 13 учреждений в крае, в том числе, три из-за коронавируса (барнаульских на эту дату в их числе не было). Некоторые из них начали возвращаться к нормальному учебному режиму уже на этой неделе.

Напомним, школы закрывают на карантин при 20% заболеваемости школьников и при 30% – педагогов. Притом у них не обязательно должен быть ковид – любая причина временной нетрудоспособности, подтвержденная больничным листом.

Прервать цепочку

Пока спрогнозировать режим обучения школьников в следующей четверти – очный или дистанционный – сложно. И педагоги, и родители, и большинство детей надеются на классическое получение знаний. Чтобы этого добиться, власти приняли решение продлить каникулы. Эта пятница – последний учебный день для всех школьников вне зависимости от пятидневного или шестидневного графика учебной недели. Ребята сядут за парты только 9 ноября – целых 16 дней они будут дома. На эти меры пошли, чтобы прервать цепочку передачи любой инфекции, которая сейчас угрожает здоровью людей.

По данным на понедельник, около 6000 школьников в крае не посещали занятия – находились на карантине или самоизоляции, разбирая новые темы дистанционно. Притом использовали разные форматы взаимодействия с учителем: онлайн-платформы, чаты в социальных сетях и мессенджерах. Некоторые школы (в числе первых были именно барнаульские) разработали свои собственные локальные образовательные сети и успешно стали внедрять их в процесс обучения.

Пока дистант никуда не ушел – некоторые дети продолжают разбирать темы в удаленном формате. Сейчас обеим сторонам – и обучающим, и обучающимся – такой формат дается гораздо легче, чем полгода назад. Тогда еще не была наработана база, в системе образования искали пути, пробовали, экспериментировали. Теперь уже понятно, как все должно быть устроено. Это обсуждалось и решалось совместными усилиями представителей разных школ. Вместе они занимались разработкой методических материалов, анализировали объемы и адекватность домашних заданий. Например, не сразу удалось адаптировать к дистанту уроки физкультуры. Не зная условий жизни своих учеников, преподаватель мог в качестве домашнего задания попросить отточить ведение баскетбольного мяча. В квартире это делать невозможно, а отправиться на улицу получается не у всех и не всегда. Именно в таких профессиональных обсуждениях заговорили об укреплении в образовательном процессе принципа разумности.

167 мероприятий очного, заочного и онлайн-форматов включает в себя план обеспечения досуга детей на осенних каникулах, составленный комитетом по образованию администрации города Барнаула.

Без вариантов

Детские сады продолжат работать вне зависимости от процента заболевших детей и воспитателей (максимум, что могут сделать – перевести в уже обкатанный режим работы дежурных групп). Весной, когда многие организации и предприятия приостановили работу, отправив сотрудников на самоизоляцию и удаленку, закрыть сады на карантин было реально. Теперь – нет: практически все сферы функционируют, людям часто не с кем оставить ребенка.

— В Барнауле сегодня посещают детские сады около 50-60% ребятишек, этот показатель чуть ниже, чем по всему краю, – отмечает Максим Костенко. – Это не означает, что остальные болеют. Просто некоторые родители, опасаясь за своих детей, изыскивают другие варианты, кому доверить малышей.

Кстати, родители вправе оставить детей дома не только в дошкольном возрасте. Если есть опасение за здоровье школьника, его можно перевести на семейное обучение. Не обязательно отстранять ребенка от прямого контакта со школой на весь период обучения, год или полгода. Можно ограничиться месяцем или любым другим периодом, написав соответствующее заявление. А по его истечению и при нормализации эмоционального состояния мам и пап, снова вернуться к привычным урокам.

Есть и менее радикальные меры. К примеру, можно по договоренности с классным руководителем при подтверждении уважительных причин отсутствия ребенка на уроках и гарантии обеспечения безопасности для его жизни и здоровья уйти на самоизоляцию. Притом выразить готовность самостоятельно изучать темы, получать и выполнять домашние задания, чтобы не отстать от остальных. Главное – обо всем договариваться мирно, дипломатично, не подрывая авторитет друг друга в глазах ребенка.

Рекомендательный характер

Чтобы исключить скопление большого количества людей в одном помещении, учреждениям дополнительного образования тоже предлагают перейти на дистант. В центрах творчества и так всегда много детей, а младших школьников практически всегда приводят, ждут окончания занятий. Как правило, это бабушки и дедушки, которые в нынешних условиях находятся в зоне риска. Однако перевод на дистанционное обучение – мера не принудительная. Это общая установка, которую руководители учреждений принимают к сведению и уже самостоятельно решают, как им поступить – перевести всех сотрудников на удаленку, изменить график посещений или сократить количество очных занятий.

— Универсальное решение, к сожалению, в данной ситуации принять невозможно – оно не будет эффективным, – уверен Максим Костенко. – Здесь нужны адресные, точечные меры.

В осенние каникулы власти рекомендуют родителям пересмотреть режим труда и отдыха, взять отпуск или отгулы, перейти на удаленный режим работы и организовать с ребенком совместный досуг. Даже при отсутствии такой возможности детей не оставят предоставленными самим себе. На осенних каникулах вновь возобновит работу проект «Умные каникулы», который действовал летом.