Наставник для учителя: Ольга Кривощапова уверена, что без помощи старших коллег в школе адаптироваться непросто

Октябрь 15 13:02 2020

В гимназии № 74 молодых специалистов никогда в свободное плавание не отпускают – обязательно прикрепляют педагога-куратора, который подскажет, поможет советом и делом, направит. Таким образом не прерывается передача опыта педагогов-наставников гимназии начинающим грамотным учителям. Один из профессионалов в этом деле – учитель математики Ольга Кривощапова. Не случайно в этом году она стала одним из победителей краевого конкурса «Лучший шеф-наставник».

После окончания АлтГУ у Ольги Кривощаповой было два пути – работать инженером-программистом или стать преподавателем математики. Школа победила.
Фото из архива Ольги Кривощаповой

Было видно с детства

Так вышло, что пророчество будущей профессии Ольга Кривощапова получила в начальных классах. Уже тогда у нее были свои подшефные – отстающие в учебе одноклассники. Как-то учитель Лидия Фёдоровна Новокшанова стала свидетелем их взаимодействия и сказала:

— Оля, будешь учительницей! Пока не добьешься того, что материал будет усвоен, в покое не оставишь.

Угадала – Ольга Петровна в профессии уже больше 30 лет. Выбирала ее не просто так – по душе.

— В семье у меня педагогов не было, зато были замечательные учителя, которые в дальнейшем стали коллегами – спустя годы после окончания школы я вернулась сюда работать, – рассказывает Ольга Петровна. – Они стали мне примером для подражания, общения с окружающими, выстраивания учебного процесса.

Как признается педагог, возвращаться в родные стены оказалось, с одной стороны, непросто, а с другой, – очень легко.

— В моральном плане поначалу чувствовала себя не совсем комфортно – сколько бы ученику не было лет, он для своих педагогов всегда будет учеником, – поясняет Ольга Петровна. – К сожалению, сейчас моих учителей в коллективе уже не осталось – последние ушли на пенсию лет пять-семь назад. В то же время было понятно, к кому и с какой стороны подойти. Видела знакомые глаза, которые меня помнят, и чувствовала поддержку. Одна из первых, кто меня тогда встретил, – моя вторая мама, бывший классный руководитель, учитель физики Валентина Григорьевна Фролова. Много помогала мне и поддерживала в профессиональном плане и житейском. Мы с ней по сей день продолжаем общаться – переписываемся, созваниваемся, встречаемся.

Главный питательный элемент, который Ольга Кривощапова получает от ребят, – их успехи. Первые начинают выстреливать в восьмом-девятом классах, когда уже накопили достаточный багаж математических знаний. Основное условие успеха – любовь к детям. По-другому никакой радости работа учителя не принесет.

В школе не ленятся

Ольга Кривощапова с золотой медалью окончила среднюю школу № 74, получила диплом АлтГУ – тоже с отличием. Теперь она старается как можно больше вложить в своих учеников. Хотя строгой себя не считает, но замечает, что лентяи и двоечники ее не очень жалуют. А все потому, что заставляет работать на уроке. Оно и понятно – разве школа то место, где надо бездельничать? Зато как они потом благодарны за свои успехи и труд учителя!

В прошлом году педагог проводила в большую жизнь свой третий выпуск и снова взяла пятиклассников. Говорит, что начинать учить детей с пятого класса – самое приятное. Дети быстро привыкают к требованиям учителя, работать на уроке комфортно, так как понимают друг друга с полуслова. Сложнее начинать преподавать в старших классах – там и учителю, и ребятам непросто подстроиться друг под друга. Однако это педагога не пугает – за такой стаж научилась находить общий язык и с подростками, и с родителями.

Расти вместе

Чуткость, умение быстро схватывать настроение, понимать с полуслова приходят с опытом. Когда-то эти навыки Ольге Кривощаповой помогали воспитывать в себе старшие коллеги, теперь она передает наработанный опыт молодым учителям.

— Наставник – очень громкое слово, – считает математик. – Никогда не призываю коллег, чтобы они смотрели и делали только так, как я, нет. Говорят, что нужно воспитывать не детей, а себя, все равно дети будут похожи на вас. Так и в профессии. Выстраиваю дружеские отношения, мягко направляю, стараюсь быть примером.

У наставничества есть официальные рамки – три года. Но на самом деле учиться и давать советы приходится постоянно. Подшефные Ольги Петровны растут вместе со своим наставником и даже перегоняют ее.

— Например, завуч нашей гимназии тоже когда-то была моей подшефной, – с гордостью говорит Ольга Кривощапова.

Конечно, в школе приходится выкладываться по полной – в полсилы тут не справишься. Все новации в образовании Ольга Петровна осваивает и умело применяет на практике: будь то преподавание в профильных математических классах или дистанционное обучение, ведение электронного журнала или внедрение новых стандартов. Повезло детям, повезло учителям математики, которых учит или учила Ольга Петровна в разные годы своей профессиональной деятельности. Спустя время они возвращаются к ней со словами благодарности. Значит, запала в душу, раз помнят.

41 заявка от 35 организаций края поступила на конкурс «Лучший шеф-наставник». Педагоги в этом году впервые в числе участников.